Как уладить конфликт до суда
Почти ежедневно выступая в роли покупателей, мы не всегда умеем защитить свои права. Бывает, эмоции через край, и в конфликт вступают обе стороны — продавец и покупатель. И часто победителя в споре нет. Как правильно предъявлять претензию?
Решить мирно
— Купила платье. В магазине оно мне понравилось, да и продавец уверяла: «Вам очень идет». Домой пришла, примерила — нет, не то. В магазин обратилась не сразу, через десять дней. Пришла сдавать платье, но деньги мне сначала возвращать не хотели. Пришлось понервничать, поскандалить с продавцом. Я и судом пригрозила. Подруга говорит: зачем нервничать, надо было написать претензию. А что это такое? — спрашивает читательница газеты «Речь» Яна Суровцева.
Разобраться в этом вопросе нам поможет Павел Климшин, главный специалист-эксперт Череповецкого территориального отдела Роспотребнадзора по Вологодской области:
— В отличие от искового заявления и обращения претензия является инструментом для досудебного урегулирования конфликта между сторонами. Она также будет являться доказательством в суде при решении вопроса о выплате штрафа в размере 50% от суммы, присужденной в пользу потребителя при отказе ответчика удовлетворить ваши требования в добровольном порядке. Если нарушены ваши права или задеты законные интересы, вы можете направить претензию продавцу (исполнителю), пытаясь решить проблему мирным путем.
Как составить претензию
Вот несколько рекомендаций по составлению претензии:
— укажите адресата — продавца или исполнителя услуг (наименование юридического лица, фамилию, имя и отчество индивидуального предпринимателя, адрес юридического лица или ИП, ИНН, ОГРН);
— укажите, от кого претензия: фамилию, имя и отчество потребителя, контактные данные (телефон, адрес);
— начните текст претензии с указания факта наличия договорных отношений между сторонами;
— укажите факт наличия или отсутствия гарантийного срока на товар или работы, услуги;
— перечислите все имеющиеся в товаре или результате работы недостатки;
— сошлитесь на закон, по которому вы как потребитель вправе заявить какое-либо требование;
— потребуйте от продавца или исполнителя удовлетворения вашего требования;
— поставьте дату составления претензии и подпись с расшифровкой.
Претензия составляется в двух идентичных экземплярах.
Как передать претензию
— Отправить по почте заказным письмом на юридический адрес компании;
— передать лично представителю организации.
В этом случае пусть второй экземпляр останется у вас — ответчик должен поставить отметку о получении. По закону отреагировать на претензию должны в течение 10 дней.
Также вы можете:
— пожаловаться в Рос-потребнадзор: в территориальном отделе или через официальный сайт;
— позвонить на горячую линию Роспотребнадзора по телефону 8-800-100-00-04;
— подать в суд, если ответчик не реагирует на вашу претензию или отказывается ее удовлетворить. Если ущерб меньше 100 тысяч рублей, направьте иск мировому судье, если больше — в районный (городской) суд общей юрисдикции.
Татьяна Ковачева