Как разбудить пытливый ум ребенка
Мы продолжаем разговор о книгах, пользе чтения. Кажется, ценность чтения в жизни человека понимают все. Вот только технический прогресс с его гаджетами и цифрой сыграл злую шутку с нашими детьми. Об этом беседуем с Эльвирой Сергеевной.
Дети мало читают?
Наш разговор с Эльвирой Жук состоялся летом, когда городские библиотеки, в том числе и Центральная детско-юношеская (ЦДЮБ, ул. Ар-хангельская, 7), проводили креативные мероприятия. Книжные развалы, семейные праздники, выставки, викторины под открытым небом (если не шел дождь) проходили повсюду — в Соляном саду, Комсомольском парке, в парке 200-летия Череповца, в Макаринской роще. На одном из таких мероприятий в Макаринской роще мы и разговорились с нашей собеседницей. Эльвира Сергеевна пришла в Центральную детско-юношескую библиотеку в конце июля и сразу же активно включилась в работу по планированию и проведению мероприятий. В августе родители с детьми посетили в ЦДЮБ «Арбузник» (0+), семейные мастер-классы. Взрослые читатели заинтересовались интерактивной книжной выставкой, посвященной творчеству Михаила Зощенко, оставили добрые отзывы. Учебный год начался, и работы у городских библиотек теперь станет еще больше.
— Эльвира Сергеевна, часто приходится слышать, что современные дети мало читают, им не хватает знаний. Так ли это, с точки зрения вашего отдела развивающего досуга?
— Знаний у ребят как раз достаточно, на наш взгляд, взгляд сотрудников библиотек. Современные родители водят своих детей на развивающие занятия, покупают книжки с заданиями, записывают ребят в различные кружки и секции. То есть уделяют много времени и сил развитию интеллектуальных способностей своих детей. А вот что касается развития эмоций, формирования навыков общения с ровесниками и взрослыми, умения занять себя, найти полезное развлечение — с этим возникают трудности. Работа отдела развивающего досуга как раз про это — помочь семье найти точки соприкосновения, интересные совместные занятия. Причем желательно, чтобы интересно было и взрослым, и детям.
Отвлечь от гаджетов
Мы еще раз акцентировали внимание на должности Эльвиры Сергеевны — заведующая отделом развивающего досуга. Как мы поняли, связано появление такого отдела с требованиями времени. Детей и подростков нужно отвлечь от гаджетов. Но как?
Мы не будем сейчас искать ответ на вопрос, как же так получилось, что из школы ушла воспитательная функция. Учителя остерегаются воспитывать детей, вдруг у родителей возникнут претензии. Родители остерегаются учителей, вдруг отношение к ребенку станет предвзятым. Раньше любой взрослый мог погрозить любому ребенку пальцем, если тот пнул урну на улице, замахнулся на кошку, — и малолетнему хулигану становилось стыдно. Сейчас никто никому никаких замечаний не делает.
— В результате утраты воспитательной функции ребенок сегодня не знает элементарных правил поведения в обществе. Уровень его социального развития низкий, — считает Эльвира Сергеевна. — Примеры? Входя в помещение, дети и подростки не здороваются, мальчики не снимают головные уборы. С учителем или другим взрослым человеком могут говорить в положении «руки в брюки», жевать жвачку, дерзить, хамить, не уступают старшим место в автобусе. Узнаваемо?
Мы можем сами себя спросить: в чем причины такого поведения детей? Возможно, мы мало акцентируем внимание на подобных мелочах. Ведь для нас, взрослых, соблюдать правила поведения в обществе естественно. Современным детям реакций общества явно не хватает. И получается, что они либо слишком раскованны в поведении и подкованы в знании своих прав, либо замкнуты в себе. Почему так?
Виной тому, как считает Эльвира Жук, гаджеты и вечная занятость взрослых. Мамы и папы устают на работе, вечером им не до детей. Как правило, они сами суют ребенку гаджет, чтобы не мешал. Или включают аудионяню, пусть она читает ребенку сказку на ночь. Но заменит ли она маму или папу? Все же хотя бы 30 минут в день нужно целиком и полностью посвящать ребенку. Разговаривать с ним, читать книги, обсуждать прочитанное, интересоваться его делами, спрашивать его мнение, уважать ребенка. Вот и получится развивающий досуг. В противном случае развитие ребенка сильно замедлится.
— Пример из практики. Современные ученики начальных классов не умеют определять время по стрелкам на часах, — говорит Эльвира Сергеевна. — Вы могли себе такое представить в школе? Дети же уверены: зачем уметь пользоваться часами со стрелками, если гаджет время покажет. Поэтому мы придумали познавательное занятие «Тайны времени» (0+) и приглашаем на него учеников начальной школы. Детей сегодня очень трудно увлечь чтением. Но это необходимо.
Что нужно знать про детей
Книги, которые помогут нам найти общий язык с ребенком
Мы попросили Эльвиру Жук назвать для примера четыре книги, которые стоит прочитать родителям, чтобы найти общий язык с ребенком. Ведь как мы часто поступаем? За любые неуспехи ребенка считаем в ответе его самого. А успехи приписываем себе.
Юлия Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?» (12+)
Уроки общения складываются из теоретических знаний и практических навыков. Быть родителем — это точно такой же труд, как и любой другой профессиональный. Иногда бывает непросто, но исправить ситуацию, научиться слышать ребенка и сохранять спокойствие точно можно.
Мария Осорина «Секретный мир детей в пространстве мира взрослых» (16+)
Как дети осваивают пространство окружающего мира? Почему их привлекают «страшные» места? Чем полезно катание с ледяной горки? Зачем нужны тайники и «секретики»? На все эти вопросы внимательные родители найдут ответы в книге автора многочисленных работ, посвященных развитию психики ребенка.
Януш Корчак «Как любить ребенка» (12+)
Когда воспитание основано на уважении к личности ребенка, это непременно даст свои плоды. Любить безоценочно и бескорыстно, научить жить ответственно и сознательно — вот родительские задачи, которые взрослые смогут успешно решить благодаря педагогическим знаниям.
Галина Акимова «Стань креативным» (12+)
В практическом пособии по развитию творческих способностей как для детей, так и для взрослых найдется множество идей. Словесные игры, различные техники рисования, внимание к деталям окружающего мира — источники для совместного времяпрепровождения можно найти всюду, было бы желание.
Татьяна Ковачева