В школу без стресса — это реально
До начала учебного года осталось чуть больше трех недель. День знаний — светлый праздник, но многим придется столкнуться и со сложностями. «Речь» поговорила с психологом о том, как облегчить переживания первоклашек и их родителей.
До 1 сентября остаются считаные дни, но это вовсе не означает, что уже поздно предпринимать какие-то действия, чтобы заранее психологически подготовить ребенка к школе. О том, какие трудности могут возникнуть у первоклашек и их родителей, рассказала газете «Речь» психолог Службы поддержки ребенка в семье БФ «Дорога к дому» Анна Папина.
Как поясняет специалист, с 6 до 7 лет дети переживают трудное время — на смену играм приходит учебная занятость. Кто-то принимает эти изменения спокойно, а кто-то начинает сопротивляться. Психолог рассказала, от чего зависит реакция на новые обстоятельства:
— Дошкольный возраст считается кризисным. Существуют периоды личностного роста, которые предстоит пройти каждому ребенку до достижения школьной поры: кризис 1 года, 3 лет и кризис 7 лет. Если кризисы дошкольного возраста ребенком прожиты, то период, когда необходимо идти в первый класс, протекает гладко.
Получается, трудности ожидают тех детей, у которых не было возможности качественно пройти упомянутые периоды «взросления». Один из хороших примеров — период «Я сам». По словам Анны Сергеевны, очень важно, как родитель ранее реагировал на попытки и рвение пятилетнего мальца самостоятельно одеться, помыть полы или помочь с приготовлением обеда.
— Понятно, что не всегда есть лишние двадцать минут, чтобы ждать, пока ребенок натянет на себя колготки задом наперед, но желательно все же дать ему сделать это самому, — отмечает специалист.
Родители часто забывают, что в первую очередь стоит научить детей самостоятельно жить свою жизнь, конечно, в том формате, в котором они могут это делать соответственно своему возрасту. Ради экономии времени приходится жертвовать самостоятельностью чада и постоянно подталкивать его, поторапливать. Иногда и вовсе легче сделать что-то самому, нежели разбираться с последствиями автономности малыша. Но необходимо отдавать себе отчет в том, что гиперопека над ребенком обязательно даст знать о себе в будущем в виде лени и нежелания справляться с задачами самому.
Как правило, родители первоклашек не обращаются за консультацией психолога, если и есть какие-то сигналы — они незначительны и на них смотрят сквозь пальцы.
— Обычно приходят уже с детьми постарше, и в этом случае сложнее, — говорит Анна Папина и советует не затягивать, если родитель чувствует, что не хватает сил или знаний сгладить углы в сложных ситуациях.
Психолог поделилась с «Речью» общими рекомендациями для родителей первоклассников:
— Всегда рекомендую пройти программу подготовки к школе, чтобы ребенок понимал, что такое школа, парта и кто такой учитель, знал, куда ему предстоит ходить. Помимо этого, детям в таком возрасте уже можно донести важную информацию через простой разговор. Можно рассказывать веселые истории из своего детства и опыта, лучше всего говорить о школе в светлом и добром ключе, чтобы не появилось чувства «школа — какая-то каторга на 11 лет». Советую настроить ребенка на понимание, что школа — это очень круто и очень интересно, а также важный этап в жизни!