«За годы продюсерства нервы стали стальными»

Копировать ссылку
Источник: Речь
Продюсер из Череповца Иван Лопатин рассказал «Речи», как попасть в большое кино из небольшого города

Четверть века назад Иван Лопатин покинул родной Череповец с мечтой о музыке, но стал кинопродюсером. Его фильмы получают призы международных кинофестивалей, в них снимаются Дмитрий Нагиев и другие звезды. «Речь» расспросила земляка о тонкостях профессии.

Детство в Череповце

— Расскажите о вашем череповецком детстве. Кем хотели стать?

— Я учился в школе № 3, после шестого класса перешел в школу № 16. А по окончании девятого класса уехал на учебу в петербургский лицей. Потом был университет, там же, в Санкт-Петербурге. В Череповце ходил в музыкальную школу № 2 по классу скрипки. У нас была своя музыкальная группа под названием «New Age» («Новое поколение»), мы исполняли электронную музыку, перекладывали ее на инструменты. Давали концерты, ездили в лагеря, «Канал 12» про нас рассказывал.

— То есть в юные годы вы хотели связать жизнь с музыкой, а никак не с кино?

— Да, и в Санкт-Петербурге я пошел учиться в Гуманитарный университет профсоюзов по профессии «музыкальный звукорежиссер». Меня очень вдохновляла музыка, студийная запись. Я занимался этим пять лет.

— Что привело вас в киноиндустрию?

— Первый шаг был сделан в университете. У нас была кафедра мультимедиа, где ребята делали короткометражные фильмы. И мы с первого года обучения совместно с ними создавали фильмы. Они делали видео, я занимался музыкой, в том числе писал свою. И постепенно понял, что мне это нравится больше, чем просто занятие музыкой. Будучи студентами, мы сделали документальный фильм о 300-летии Санкт-Петербурга «Юбилей северной столицы». И этот фильм удалось продать администрации Санкт-Петербурга, в итоге он был выпущен на трех языках, один из дисков подарен нашему президенту. Это стало началом моей продюсерской деятельности.

От короткого метра к большому экрану

— Получается, вы уже более 20 лет продюсируете…

— Да. После окончания петербургского вуза я переехал в Москву и пошел учиться на Высшие курсы сценаристов и режиссеров по профессии «продюсер кино и телевидения». Достаточно уважаемое и престижное учебное заведение, в котором в свое время преподавал Андрей Тарковский. Туда обычно приходят учиться люди постарше, я был самый молодой среди учащихся, мне было 24. Учеба заняла два года, проходила очно. Мы смотрели фильмы в огромном количестве, обсуждали их. Нам давали задание снимать фильмы, и мы начали создавать короткометражки, которые позднее стали показывать по фестивалям. Оказалось, в мире ежегодно проходит около шести тысяч кинофестивалей, и мы отправляли свои работы, куда только возможно. Нас стали приглашать на фестивали, благодаря чему удалось посмотреть полмира. Следующей вехой стала пандемия…

— Что случилось в пандемию?

— Во время пандемии мы начали создавать полнометражное кино. Нашли проект, который нас вдохновил, — картину «Мой папа — вождь!» (6+) с Дмитрием Нагиевым в главной роли. Моя компания «Ливандия Энтертейнмент» участвовала в этом проекте совместно с партнерами. Также назову фильм «Я делаю шаг» (6+), в нем снялись Мария Аронова, Равшана Куркова, Михаил Полицеймако, Ирина Розанова и другие известные актеры. Фильм про учителя вышел в прокат в Год учителя и наставника, хотя мы этого не предполагали, просто делали кино, которое нам нравится и которое любим. Фильм получился очень нужным и правильным.

Чем занимается продюсер?

— Суть профессии продюсера непонятна многим зрителям. Раскройте, чем вы конкретно занимаетесь изо дня в день?

— Продюсер — это источник проекта. Прежде чем запустить проект, мы ищем что-то, что нас вдохновит. Для этого читаем сценарии, 2–3 сценария в день по 100–120 листов каждый. Происходят встречи с авторами сценариев, которые нам понравились. Смотрим, насколько авторы на нашей волне, насколько мы друг другу соответствуем, сможем ли вместе работать.

Когда проект найден, мы начинаем его упаковывать. Прежде чем искать деньги, нужно представить проект красиво и ярко. Показать, как это будет выглядеть. Я иногда сравниваю свою работу с профессией девелопера. Компания строит дом и показывает, как он будет выглядеть в будущем. То есть продает то, чего пока нет. Так и мы для представления будущего фильма придумываем его в голове, подключаем художников и актеров, ищем режиссера. Все это занимает достаточно продолжительное время. С готовой презентацией мы идем к инвесторам, у которых берем деньги на проект. Источников финансирования сейчас довольно много, это и государственные фонды, и частные фонды, компании и организации, в том числе так называемый product placement, когда мы показываем те или иные товары или услуги в большом кино.

— Что делает продюсер, когда съемки завершены?

— Занимается продвижением фильма, рекламной кампанией, утверждением постера, трейлера и промо. Мы все отсматриваем, контролируем, ищем возможности для максимального «выхлопа» от проекта.

— Если проект провалился, режиссер и актер получат свои деньги и продолжат жить дальше. А пострадавшим окажется продюсер?

— Да, все верно. Продюсер отвечает за всю материальную сторону вопроса. Приглашая звезду, мы идем на риск, не зная, окупятся ли затраты, пойдут ли зрители на фильм. В итоге все наши проекты окупились, получили прибыль, и все наши инвесторы получили средства обратно и прибыль.

— Трудно было привыкнуть к этому ощущению риска?

— Если все живы и здоровы, то уже все хорошо. За столько лет нервы стали стальными. Если случаются критические ситуации, то спасает спорт, который дает выход адреналина. Решение есть всегда, даже в самой сложной ситуации. Когда идет съемочный процесс, продюсер должен быть готов быстро принимать множество решений, потому что отвечает за все. Например, в прошлом году мы снимали в Вологодской области и возникла проблема со звукорежиссером. Нашли нового и привезли его из Москвы в течение нескольких часов, чтобы съемочный процесс не останавливался. Или после падения камеры сломалась деталь, и ее оперативно привезли из Москвы на такси. Без нее вообще ничего не удалось бы снять, а к процессу были привлечены сотни людей. Пришлось быстро искать решение.

— Объясните такую вещь. Работа кинопродюсера — создавать фильмы, которые приносят деньги. Сейчас, допустим, в моде картины на основе русских сказок и советских мультфильмов. Почему вы ищете свою тему и читаете сотни сценариев, а не занимаетесь съемкой такого кино, которое гарантированно окупится?

— Интересный вопрос. Тренд, о котором вы говорите, уже пройденный этап. Создание кино — это длинный цикл. Чтобы проект написать, нужен год, а чтобы его сделать — еще полтора. И нужно понимать, что будет интересно через два с половиной или три года. Если все бегут в каком-то направлении, то бежать туда уже поздно, нужно искать что-то свое. В погоне за трендами потратишь энергию и устанешь, и в итоге может ничего не получиться. Проект должен быть тебе близок, греть тебя. Говорим на вечные темы. Только так.

Сергей Виноградов

Назад к выпуску
ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
Опрос

ОПРОС

← 1 / 74 →

Вологжане делятся фотографиями лесных даров в социальных сетях. А вы уже открыли грибной сезон?

29.17%
12.50%
16.67%
8.33%
33.33%
Опрос завершен
Анонимно или
Войти
Предложите новость

ПРЕДЛОЖИТЬ НОВОСТЬ

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваши видео и фото.

Предложить новость
(8172) 280-003
Вологда
(8202) 57-11-11
Череповец
Цитата

ЦИТАТА

← 1 / 3 →
Георгий Филимонов
врио губернатора Вологодской области
Георгий Филимонов

«Два дня Петербургского международного экономического форума прошли очень успешно для Вологодчины. Мы подписали более 30 соглашений с общей суммой инвестиций порядка 150 миллиардов рублей - это абсолютный рекорд за все время участия региона в форуме. В результате реализации этих проектов будет создана, по меньшей мере, тысяча новых рабочих мест и обеспечено дополнительно более 9 миллиардов рублей налоговых отчислений в областной бюджет ежегодно».

9 Июня 2024
Топ-5 новостей

ТОП-5 НОВОСТЕЙ

35 Медиа
19 июня, среда
00:45:50
Коронавирус
Коронавирус
227791 (+62) чел
Курсы валют
USD 89.05
EUR 95.39