«Я вложил душу в Череповец»
На глазах и при личном участии Виктора Завьялова, в годы его руководства управлением капитального строительства и горисполкомом (по-сегодняшнему — мэр), Череповец обрел объекты, отличающие город от деревни — от Октябрьского моста до аэропорта.
Свежий воздух и другие увлечения
Наша беседа состоялась по видеосвязи, Виктор Иванович живет на даче под Санкт-Петербургом, хотя с Череповцом связаны не только прошлое, но и настоящее — в нашем городе живут его дочь, внуки и правнуки. Он в прекрасной форме — быстро реагирует на вопросы, интересно рассказывает, шутит. «Чем увлекаюсь? Мое главное увлечение — свежий воздух», — отвечает он на вопрос о том, как проводит досуг.
Но его дочь Елена Седельникова, также известная в Череповце личность, рассказала нам о том, что отец с удовольствием общается с внуками и внучками, созванивается с коллегами по работе, с череповецкими друзьями и коллегами. На месте не сидит, старается двигаться, совершать прогулки. Ставит себе норму, сколько пройти, и выполняет ее. Зарядку делает каждый день, потому что считает спорт залогом долголетия.
Виктор Завьялов и сегодня в курсе всех городских новостей. Родные привозят ему газеты с планами развития Череповца, и Виктор Иванович их тщательно изучает. «Нужно дожить хотя бы до 100 лет, чтобы увидеть, что получится», — сказал Виктор Иванович родным.
Череповец меняется
Нам рассказали, что в прошлом году вы побывали в Череповце и встречались с мэром. Что понравилось?
— Да, встречался с мэром, он мне показывал, что нового появилось в Череповце. Мне понравилось, что сделали парк Победы в честь тех, кто защищал Родину и трудился на благо города и страны. Понравилось, что удалось пробить второй мост через Шексну, чем улучшили транспортную ситуацию.
И, конечно, здорово, что появилась набережная, которую я в свое время просил у Косыгина (председатель Совета министров СССР. — Авт.). Но Алексей Николаевич мне сказал: «Молодой человек, давай сначала страну хлебом накормим, а потом будем набережные строить». Видимо, хлебом накормили, пришло время набережных. Она мне очень понравилась.
Череповец сильно изменился?
— Да, конечно. Вырос Зашекснинский район. Мне понравилось, как он выглядит и сколько всего построено для жизни людей и занятий спортом. В свое время мне пришлось занимать санитарные зоны, застроить Заягорбский и Северный районы. Для этого также потребовалось построить мосты. По генплану это были санитарные зоны. Октябрьский мост, который был построен, выручил нас, и появилась возможность развивать Зашекснинский район. Запустив мост, мы начали строить там очистные сооружения, котельные и жилье, конечно. Сейчас район в хорошем состоянии. Школа большая построена, Ледовый дворец… Молодцы.
Тогда, в 1970-е годы, когда вы добивались строительства Октябрьского моста, какая была главная цель — развитие города за Шексной или решение транспортных вопросов?
— Я объяснял Косыгину, что строить нам больше негде, все территории в городе заняты. Он разрешил, и тогда мы занялись проектированием. Мэр Вадим Германов провез меня в прошлом году по новому Архангельскому мосту. Очень хороший мост.
На ваших глазах Череповец преображается не в первый раз…
— Да, когда я приехал в Череповец впервые, это была практически деревня. Кирпичные дома только в центре, остальные дома деревянные. И за тот период, когда я жил и работал в Череповце, он превратился в настоящий город. Я приехал сюда в составе плеяды молодых специалистов со всей страны, которые смогли полюбить Череповец как родной город, отдать силы и душу его развитию.
А сейчас Череповец снова стал совершенно другим. Я часто вспоминаю мой долгий трудовой путь в Череповце, потому что многое удалось сделать вместе с моими коллегами-друзьями. Например, первый панельный дом в СССР появился в Череповце как опытный образец. После этого был создан домостроительный комбинат и началось масштабное возведение панельных домов.
Расскажу еще об одном нашем новшестве во время моей работы на металлургическом заводе. Когда мы запустили первую домну, мартеновского и сталеплавильного цехов не было, шел только чугун. И мы стали отправлять его в другие города Советского Союза. Для этого нужно было разлить чугун в слябы и погрузить в вагоны, и мы решили сделать разливочную площадку. Но встала такая проблема — горели деревянные шпалы. И мы придумали железобетонные шпалы, начали производить разливку. Так постепенно они внедрились в стране.
Много было интересных задумок, которые реализованы в Череповце. Например, сортировочная горка и вагоноопрокидыватель, который помогал в разгрузке вагонов на территории завода. Уголь и руда приходили, их вываливали из вагонов прямо в бункера.
Что самое важное в работе руководителя?
— Самое важное — любить человека и делать все для людей, помогать им. Я в этом духе и своих детей воспитывал.
Секрет долголетия
Вам на днях исполняется 95 лет. Раскройте секрет долголетия.
— Я считаю, что сумел столько прожить благодаря спорту и физкультуре. Это и есть секрет долголетия, движение — жизнь. В молодости я выступал на всесоюзных соревнованиях по лыжам за сборную Вологодской области. Любовь к лыжам у меня с детства, в школу приходил после пробежки на 5-10 километров. Я всю жизнь рядом со спортом. В молодые годы, оказавшись в Череповце, был причастен к становлению баскетбола и волейбола в области.
В 2018 году вам присвоили звание почетного гражданина Череповца. Для вас это было важным событием?
— Очень приятно было получить это звание.
Я тогда подумал, что действительно всю свою душу вложил в Череповец. Сделал все, что смог, чтобы в городе появились объекты, которые нужны людям: больницы, СКЗ «Алмаз», аэропорт, телецентр, стадион «Металлург» и многое-многое другое.
Сложностей было немало — жилье, водоснабжение, отопление, — и многие вопросы удалось решить. Мы старались сделать так, чтобы люди могли не покидать город, а, наоборот, приезжать сюда и трудиться. Хочу пожелать городу моей молодости и дальше расти и хорошеть.
Виктор Завьялов своими словами
О детстве
Родился я в селе Большое Туманово тогда Горьковской области, семья обычная — мама была учительницей, отец — партийным работником на железной дороге. Детство провел на железнодорожной станции Шахунья. Станция большая, узловая. В конце 30-х годов я возвращался домой из школы и увидел, как двое военных уводят моего отца под руки. Арест и тюрьма.
О первом приезде в Череповец
Выхожу с вокзала, а поезд ночью прибывал, и попадаю в кромешную тьму — где-то вдалеке горит фонарь, один-единственный на всю улицу Горького. На этот свет я и пошел, гремя ботинками по деревянному тротуару. Я приехал работать на завод, который еще не был открыт. Руководство сидело в здании нынешней филармонии на Советском проспекте, к ним я и присоединился. Нас в коллективе было девять молодых специалистов — среди них и те, кого многие череповчане и сегодня хорошо помнят. Назову Володю Ванчикова и Наума Темкина.
О «крокодиловой» славе
Стройка домов в Индустриальном районе шла полным ходом, и ей очень мешало старое кладбище посреди города. Его было решено убрать и на этом месте построить Комсомольский парк. Проектировать его доверили мне, некоторый опыт у меня был. Сколько я там выходил, а грязь была непролазная, в резиновых сапогах передвигались. Я спроектировал не только парк, но и площадь Металлургов, и улицу Верещагина. В парке запланировал изящную ограду, из-за чего попал в «Крокодил». Да-да, тот самый сатирический журнал. Меня подняли на смех и покритиковали за то, что запроектировал металлическую ограду в ту пору, когда металл был в дефиците. Вот, мол, в Череповце хотят завести ограды Летнего сада. Даже фотографию напечатали — снимок был сделан снизу вверх, и на нем я стоял рядом с высоченной оградой. Меня наверху немножко пожурили, но ограду не тронули.
Об Октябрьском мосте
Объект был безумно трудным и долгим. Финансирование нам дали, но приходилось его постоянно выбивать. Тут уже я был главой горисполкома и ездил в Москву по инстанциям — доказывал, показывал, объяснял. Помогали хорошие знакомства в столице, кроме того, в министерствах работали вологжане и не могли отказать землякам. Теперь о том, почему он вантовый. Это, скажу без ложной скромности, моя идея. Вантовые мосты, а их и в мире-то тогда было всего несколько, мне очень нравились — я их и на картинке видел, и воочию.
Сергей Виноградов