«Вред ткани наносит неправильное хранение»

Копировать ссылку
Источник: Речь
Реставратор по ткани рассказала, чем старинные платья отличаются от современных
«Вред ткани наносит неправильное хранение»

В Кирилло-Белозерском музее-заповеднике появилась художник-реставратор по ткани — Анастасия Тараканова приехала в Кириллов из Суздаля. Она рассказала «Речи», как восстанавливаются памятники и как хранить одежду на века.

Как реставрируют ткань

Недавно вы завершили работу над набедренником священника Нило-Сорской пустыни, эта вещь использовалась около 300 лет назад в службах. Как проходила работа?

— Он был в плачевном состоянии и после реставрации изменился довольно сильно. Работа заняла около полугода. Ткань ветхая, много сечений, утрат, большая деформация, загрязнение. Экспонат был полностью очищен, пятна ослаблены, деформацию устранили, утраты восполнили, сечения были укреплены.

Расскажите о технологии реставрации изделий из ткани.

— Любая работа начинается с исследования. Смотрим, как памятник выглядит, описываем его, проводим лабораторные исследования, определяя ткань, переплетения, текучесть красителя, если ткань не белого цвета. Проводим пробы на ослабление пятен, чтобы определить, какими способами их можно ослабить. Потом приступаем к реставрации, которая необходима конкретному памятнику. Реставрационные мероприятия подбираются для каждого памятника индивидуально.

Как это происходит?

— Если говорить об очистке, на зубочистку наматывается ватка, смачивается в воде, и понемножечку тампонирующими движениями снимаем загрязнение. Если загрязнение сильное, используем мыльную пену, к химическим средствам прибегают в самом крайнем случае. Укрепление сечений и восполнение утрат… Можно сравнить с тем, как врачи зашивают раны пациентам. Под ткань вводится дублировка, края сечений и утрат укладываются на нее, и далее берем тонкую иглу, шелковую газовую нить тоньше человеческого волоса (в цвет памятника) и закрепляем ткань. В итоге нить совершенно незаметна.

О чем рассказало свадебное платье XIX века

Старинная ткань отличается внешне и по своим характеристикам от современной ткани?

— Я бы не сказала, что отличие велико. Старинные ткани натуральные и большинство из тех, которые попадают в реставрацию, сотканы вручную. То есть могут быть неровные, с каким-то дефектами. Попадаются на памятниках и поздние чинки — допустим, вещь порвалась и ее зашивали.

Что вы делаете, когда встречаете большие прорехи в ткани?

— Это называется «утраты». При реставрации они восполняются. Подбирается ткань, похожая по структуре, окрашивается в цвет памятника, подставляется под утрату и закрепляется шелковой газовой нитью.

Какая цель этой работы — обновить, сохранить вещь или вернуть ее к первоначальному виду?

— Цель — дать памятнику не то чтобы новую жизнь, а возможность жить дальше. Мы не можем вносить в памятник что-то свое. Если часть вышивки утрачена, мы не знаем, что там было, и не можем восстанавливать. Это уже будет новодел. Вернуть к первоначальному виду? Но мы не знаем, какой она была изначально. Ткань выцветает, вещь могли несколько раз перешить. От нас требуется сохранить вещь в том виде, в каком она до нас дошла, убрав загрязнение, деформации, натяжения ткани и восполнив утраты, где это возможно. То есть сделать так, чтобы ткань дальше не разрушалась.

Какая самая старая вещь была в вашей практике?

— В основном попадаются вещи XIX и начала XX веков. Набедренник для меня пока самый старый памятник, он относится к концу XVIII — началу XIX века. Во время учебы я работала над реставрацией знамени, подклад от брачных венцов и других памятников. Но самым интересным для меня было подвенечное платье XIX века, которое стало моей дипломной работой. Оно состояло из большой юбки со шлейфом и лифа отдельно.

Тут ведь, наверное, важно не только состояние ткани, но и крой. Что интересного вы заметили в работе «кутюрье» позапрошлого века?

— Некоторые предметы одежды шились по крою, а некоторые наспех прямо на человеке могли приметать там, где плохо сидит. Иногда очень интересно находить такие приметы. На лифе свадебного платья, с которым я работала во время учебы, оказалось в одном месте одиннадцать складок ткани. Подгоняли, чтобы верх лучше сидел на девушке. Тогда свадебные платья часто передавались от старших родственниц и ушивались.

Над чем вы сейчас работаете?

— Сейчас у меня в работе фелонь XIX века, это церковное облачение. Вещь в довольно ветхом состоянии: ткань пересушена, выгорела на солнце и стала очень хрупкой.

Как хранить одежду

Ткань считается хрупким материалом, однако в музеях мы можем увидеть образцы, которым тысячи лет. От чего зависит сохранность?

— От хранения. Как бы ткань ни бытовала, она может сохраниться довольно долго. Главный вред наносит неправильное хранение. При правильном хранении и уходе вещь может прожить очень долго.

Наши бабушки в деревнях чего только не клали в сундуки с одеждой, чтобы она сохранилась подольше. Как правильно хранить ткань, чтобы передать какие-то ценные семейные образцы внукам и правнукам?

— В музеях есть определенные стандарты хранения памятников, нужно соблюдать температурно-влажностный и световой режимы, избегать попадания прямых солнечных лучей. А в быту… Я бы посоветовала хранить вещи в местах, где не жарко и не холодно, нет большой влажности. Также важно следить за тем, чтобы в тканях не заводилась разная живность. Хранить лучше в горизонтальном положении, потому что, когда ткань висит, она сильно деформируется под собственным весом и в местах соприкосновения с вешалкой протирается со временем.

В Кирилло-Белозерском музее-заповеднике рассказали о том, что в учреждении долго не было специалиста по реставрации ткани. Вы местная или приезжая?

— Я живу в Кириллове, но родом из Суздаля Владимирской области. Приехала оттуда после окончания местного филиала Санкт-Петербургского государственного института культуры. Училась на художника-реставратора по ткани. Почему выбрала это направление? Получилось спонтанно. За год до окончания школы я выбирала из нескольких вариантов поступления. Учебное заведение находится рядом с моей школой, и оно меня заинтересовало. Я узнала подробности, мне понравилось и решила поступать.

Сергей Виноградов

Назад к выпуску
ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
Опрос

ОПРОС

← 1 / 71 →

Ждете ли вы тепла?

40.00%
18.62%
12.41%
6.21%
22.76%
Опрос завершен
Анонимно или
Войти
Предложите новость

ПРЕДЛОЖИТЬ НОВОСТЬ

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваши видео и фото.

Предложить новость
(8172) 280-003
Вологда
(8202) 57-11-11
Череповец
Цитата

ЦИТАТА

← 1 / 3 →
Виталий Кобыльников
Начальник управления по молодежной политике правительства Вологодской области
Виталий Кобыльников

«Нам есть чем гордиться и чем поделиться с коллегами из других субъектов: реализованными практиками в рамках программы комплексного развития молодежной политики, лучшими проектами в сфере патриотического воспитания молодежи, опытом развития экосистемы добровольчества в регионе, первыми итогами работы молодежного грантового офиса».

12 Мая 2024
Топ-5 новостей

ТОП-5 НОВОСТЕЙ

35 Медиа
20 мая, понедельник
06:17:24
Коронавирус
Коронавирус
227791 (+62) чел
Курсы валют
USD 90.99
EUR 98.78