Убитые 400 лет назад монахи стали святыми
В храме Афанасия и Феодосия состоялся чин канонизации новопрославленных святых, убиенных в 1612 году в Синозерской обители. Это лишь вторая канонизация в Череповецкой епархии, следующей местной святой может стать леушинская игуменья Таисия.
Литургия по убиенным
До начала божественной литургии епископом Игнатием была совершена панихида по братии, убиенной в XVII веке в Синозерской обители (ныне это Чагодощенский округ, во время тех давних событий — Устюженский уезд Новгородской губернии). Литургию в кафедральном соборе Череповца совершил глава Вологодской митрополии, митрополит Вологодский и Кирилловский Савва в сослужении епископа Великоустюжского и Тотемского Фотия и епископа Череповецкого и Белозерского Игнатия.
Далее состоялся чин канонизации Синозерских преподобномучеников. Митрополит Савва с амвона огласил определение Священного синода о канонизации насельников Евфросино-Синозерской пустыни иеромонахов Сергия и Авраамия, схимонаха Ефрема и послушника Василия, убиенных в обители вместе с преподобномучеником Евфросином Синозерским в 1612 году.
Было прочитано краткое житие Синозерских преподобномучеников. Затем в исполнении молодежного хора Череповецкой епархии впервые прозвучали тропарь и кондак Синозерским преподобномученикам, составленные Богослужебной комиссией Череповецкой епархии.
После чего протоиерей Роман Лыпко и иерей Сергий Бондарь торжественно вынесли из алтаря в центр храма икону Синозерских преподобномучеников, которая была написана по заказу Череповецкой епархии. Участниками чина канонизации стали многие череповецкие прихожане.
Путь канонизации
Канонизация — процесс непростой и небыстрый и, как правило, занимает годы. Иерей Сергий Бондарь, руководитель комиссии Череповецкой епархии по канонизации подвижников благочестия, рассказал «Речи» о последовательности процедуры.
Первоначальная инициатива по канонизации исходит от епархиальных комиссий. Они находят и изучают документы и архивы, посвященные тем или иным претендентам на прославление. При этом не имеет особенного значения, когда жил и действовал человек.
Если найдено нечто, связанное с мученичеством и страстотерпчеством, подключается Совет митрополий. В нашем крае вопрос разбирают митрополит Вологодский и Кирилловский, епископ Череповецкий и епископ Великоустюжский и Тотемский. После их утверждения документы направляют патриарху Московскому и всея Руси.
В синодальной комиссии по канонизации вопрос изучается досконально, при этом епархиям нужно быть готовыми к уточняющим запросам. Иерей Сергий рассказал «Речи», что Череповецкая епархия дважды досылала документы с пояснениями по просьбе синодальной комиссии.
— Нужно предоставить все, что можно найти о человеке, все исторические документы, — отметил он. — Если в документе написано нечетко, нужно перепечатать. Также пишется житие, жизнеописание человека.
Отзыв комиссии направляется в Священный синод, который утверждает канонизацию. Путь этот, как сказано выше, довольно продолжителен, и канонизации происходят нечасто. В Череповецкой епархии это лишь второй подобный случай. Первым был канонизирован в 2019 году священник из Устюженского района Павел Кушников, расстрелянный в 1918 году революционными властями.
По словам иерея Сергия, сейчас решается вопрос о канонизации игуменьи Леушинского монастыря Таисии. Заявка подана, житие написано и, как последний этап, уже пять лет ведется сбор фактов чудесной помощи.
«Отдай нам имение монастыря»
Предание гласит о том, что 20 марта 1612 года польско-литовские разбойники напали на Синозерскую обитель. Старец Евфросин мужественно вышел им навстречу. В иноческом одеянии и схиме прошел он из своей кельи к месту, где стоял водруженный им крест, и встал у него.
Бросились к подвижнику ляхи, окружили его и сказали: «Старец, отдай нам имение монастыря». Подвижник, не имевший никаких ценных вещей, ответил: «Все имение этого монастыря и мое в церкви Пречистой Богородицы». И показал на храм, разумея то богатство, которое для верующих скрыто в Боге.
Враги же подумали, что он говорит о драгоценных вещах и, обрадованные, бросились к храму. При этом один из них мечом ударил подвижника в шею, и старец пал на землю мертвым. Между тем ворвавшиеся в церковь грабители не нашли там ничего и были озлоблены. Один из них, не довольствуясь тем, что страдалец был уже бездыханен, ударил его чеканом (род боевого топора) по голове.
Вместе со старцем Евфросином погибли от рук разбойников иеромонах Иона, иеромонах Сергий, иеромонах Авраамий, схимонах Ефрем и послушник Василий. Оправившись от нападения разбойников, только 28 марта смогли собраться люди и с псалмопением предать земле тела убиенных. Память преподобномучеников Синозерских совершается 2 апреля (по новому стилю).
Троице-Благовещенская Синозерская пустынь была основана старцем Евфросином в 1594 году. В течение XVII столетия в Синозерской пустыни были последовательно возведены три деревянных храма, которые спустя века сгорели.
Что в наше время? В 1995 году на месте древней обители был освящен памятный поклонный крест, поставленный совместными усилиями верующих, краеведов, музейных работников Чагоды и Череповца; расчищена горка, где в пещерке некогда проживал старец.
В настоящее время на территории Пустыни построен деревянный храм Петра и Павла, заложенный в ноябре 2010 года. В июле 2012 года в Пустыни прошли торжества в честь 400-летия мученического подвига и 100-летия прославления преподобномученика Евфросина Синозерского.
В 2016 году епископ Череповецкий и Белозерский впервые более чем за 100 последних лет совершил архиерейское служение божественной литургии в Троицкой Синозерской пустыни. В 2017 году образовано архиерейское подворье Троице-Благовещенской Синозерской пустыни Череповецкой епархии.
26 декабря 2019 года решением Священного синода монастырь был официально открыт.
Сергей Виноградов