Почему ребенок теряет мотивацию к учебе
Сейчас кумирами детей становятся блогеры и дальнобойщики. Блогер может не знать математику и физику, зато на него миллионы валятся с неба. Дальнобойщику тоже не нужно учиться — знай крути баранку. Наш разговор сегодня — о мотивации к учебе.
Не хочу учиться. Почему?
Разобраться в причинах нам поможет Екатерина Летавина, руководитель программы «Дорога к дому». Так почему у ребенка пропадает желание учиться?
— Родители не всегда придают значение причинам, которые снижают мотивацию к учебе у их ребенка, — говорит «Речи» Екатерина Дмитриевна. — А таких причин может быть несколько.
Первая. Высокая нагрузка на ребенка. Он еще маленький, ему едва исполнилось семь лет, а уже прошел подготовку к школе, учит английский и прочее. Поступил в первый класс — и уже устал. Ему бы играть, в эти годы ребенок лучше воспринимает мир в игровой форме. А с него спрос как со взрослого. Малыш перегружен. Мотивация к учебе пропадает.
Вторая. Ребенок приходит в школу подготовленным. Все знает, букварь читал, считать умеет и даже писать. Ему становится скучно, мотивация к учебе пропадает.
Третья. Ребенок не подготовлен к школе. Родителям было некогда, они зарабатывали деньги. Мол, в школе и так всему научат. Ребенок приходит в школу: другие все умеют, а я — нет. Все умные, а я — нет. Значит, нечего и стараться. Мотивация к учебе пропадает.
Четвертая. В начальных классах родители провожают ребенка в школу, вместе делают уроки. Он вырос — родители уже не уделяют ему столько внимания. Утрачиваются доверительные отношения. Обычно это происходит в пятом классе. Нехватку внимания ребенок компенсирует в компании друзей. И не всегда хорошей. Но он хочет зацепиться в этом коллективе, получить одобрение, оценку. «Друзья» уверяют: учиться не обязательно, можно легко пропускать уроки. Могут провоцировать ребенка на слабО, толкая на противоправные поступки. Мотивация к учебе обесценивается.
Пятая. Молодежные субкультуры. В подростковом возрасте все дети стремятся отличиться, быть заметными. И если родители не замечают или не одобряют яркой челки (красят волосы сегодня не только девочки, но и парни), пирсинга, то в компании сверстников и единомышленников это отметят, оценят. Ты причастен, и этого довольно. Никто про уроки в такой компании спрашивать не будет. Мотивация к учебе пропадает.
Шестая. Негативное влияние информационного пространства. Кумиры современных подростков — это блогер и дальнобойщик. Почему? Блогер зарабатывает миллионы на пустом месте. Он может быть без образования, плохо учиться в школе, говорить с ошибками, но он крутой, его замечают, смотрят его блог, ставят лайки. Зачем и мне стараться? О профессии дальнобойщика дети знают очень поверхностно. По их мнению, он крутит баранку, грызет семечки, слушает музыку. Зачем тут физика, математика, биология? Элементарных навыков взрослой жизни достаточно. Мотивация к учебе пропадает.
Золотая середина
Любой ребенок нуждается в заботе, любви, ласке, принятии себя как личности. Почти все родители хотят для своего ребенка самого лучшего. Родители в основном обращают внимание на учебу своих детей. Но по-разному. Для одних важны оценки. Для других — репутация, престиж, для третьих — взаимоотношения с учителем.
Но ведь оценка оценке рознь. Одному пятерка далась легко, случайно. Другой пахал, как мог, чтобы ее получить. Но усилия остались незамеченными. Родителям было не до того, а в школе учитель не спросил. Появилась демотивация к учебе.
— Нередко бывает, что родители обесценивают успехи детей, — говорит Екатерина Летавина. — То есть не обращают внимания на отличные отметки, а вот плохие замечают. А детям необходима ситуация успеха. Иначе они не понимают, ради чего стараться. Если же еще и каждый день ребенку повторять «ничего толкового из тебя не выйдет, ты всех нас замучил, с тобой сладу нет», то это звучит как приговор. Дети не плохие. Они попали в среду, в которой им позволили стать такими. Задача взрослых — им помочь. Причем речь идет не о материальном обеспечении. Нередко приходится наблюдать, как подросток одет с иголочки. Все у него есть: и модная одежда, и стильная стрижка, и сыт он, и на карманные расходы родители не скупятся. И игрушек целый мешок. Все достается легко, а потому обесценивается. Как и сама учеба. А зачем учиться, если все есть? Задача взрослых — найти золотую середину, не обделять ребенка, но и не делать его пресыщенным. Сейчас очень много открытых источников информации, доступных для родителей: разные статьи, лекции, вебинары. И не лишним было бы узнать как можно больше о воспитании детей, о кризисных периодах на этапах взросления ребенка. А он бывает в один год, в три, в семь лет, в подростковом периоде. Главное — не пропустить подходящий момент и вовремя создать доверительные отношения, создать ту опору для ребенка, на которую он будет опираться во взрослой жизни.
Татьяна Ковачева