Череповецкая печь отправилась в тур
Печка ездит не только у Емели. Череповецкие работники общепита сделали сказку былью, поставив настоящую русскую печь на остов автомобильного прицепа. За пирогами из бабушкиной печи, а не из микроволновки, на ярмарках приходят сотни людей.
Так называемый стрит-фуд (или «уличная еда») — одно из самых распространенных направлений общепита. Во всем мире, но только не у нас. В большинстве городов, исключая туристические, редко заходят дальше шавермы и вареной кукурузы. Череповецкая печь на колесах позволяет готовить и угощать выпечкой с пылу с жару.
— Проект зрел в течение года, — рассказал «Речи» главный технолог проекта Евгений Ковытин. — Я был директором ресторана на протяжении 14 лет и о череповецком общепите знаю много. Должна была появиться «бомба», то есть мы хотели достучаться до каждого, попасть в десятку. Было ясно, что это должна быть аутентичная кухня, вологодская. И русская печь, в данном случае мобильная.
Печь заказывали на военном заводе в Ижевске, она выполнена из шамотного камня и кирпича и полностью повторяет классическую русскую печь. Вес конструкции достигает 470 кг, она встроена в одноосный автомобильный прицеп, выдерживающий порядка 700 кг. По городу и области печь тянут автомобили-кроссоверы, обладающие хорошей мощностью.
Печь прогревается за 30–40 минут, достигая температуры в 600 градусов. Благодаря этому выпечка получается такой, как у бабушки в деревне, что недостижимо в городских духовках и микроволновках. Рогушки пекутся быстро: 3–5 минут и готовы. Топят печь исключительно березовыми дровами, которые дают «мягкий» огонь, чтобы выпечка не подгорала и приобретала особый сладковатый аромат.
Евгений Ковытин рассказал, что по дорогам печь путешествует, будучи закрытой тентом, но всякий раз собирает толпу и очередь, когда ее начинают расчехлять и устанавливать на ярмарочной площадке. Владельцы печи выпекают вологодские рогушки, которые отличает бездрожжевое тесто с начинкой — картофелем, мясом, капустой.
По словам создателей мобильной печи, все сертификаты безопасности получены, включая разрешение МЧС. В планах авторов проекта открыть сеть стационарных печей, а также создать в интернете познавательный канал на тему русской кухни.
— Интерес колоссальный, — отмечает Евгений. — Потому что у многих такая печь была или помнят, как бабушка готовила в русской печи. И у всех с этим связана масса воспоминаний о семье, о временах, когда было тепло и вкусно. Люди подходят и делятся с нами, рассказывают о бабушках, о молодости, о блюдах из печи и не только.
Евгений вспоминает, как на недавнем Фестивале ледяных скульптур к печи подошла пожилая женщина из пятиэтажки на Мамлеева. Она увидела печь в окно и пришла на костылях, чтобы посмотреть на огонь.
— Двадцать минут простояла, — говорит он. — Воспоминания, семейное тепло, корни — то, что для многих очень важно, и это мы ощутили в полной мере.
Сергей Виноградов