Череповчанин озвучил «Пуп Земли» и бал Онегина

Копировать ссылку
Источник: Речь
Под музыку Георгия Жерякова совершают подвиги мультяшные богатыри, чудят Барбоскины и царевны
Череповчанин озвучил «Пуп Земли» и бал Онегина

Выпускник череповецкой музыкальной школы № 1 и Училища искусств начинал карьеру в сочинительстве с музыки для видеоигр, но уже 7–8 лет считается одним из лучших кинокомпозиторов России. Георгий Жеряков рассказал «Речи» о последних громких работах.

От начала до «Пупа»

Недавно в России прогремела новость о том, что мульт-фильм «Три богатыря и Пуп Земли» (0+), свежая картина из серии про Илью, Добрыню и Алешу, стал самым кассовым мультфильмом в истории отечественного проката. Сборы превзошли миллиард рублей.

Георгий Жеряков, написавший музыку к фильму, рассказал «Речи», что прокатную версию мультика видел в обычном кинотеатре вместе с другими зрителями в Санкт-Петербурге, куда переехал после окончания череповецких учебных заведений.

Зрители сидели в зале и не знали, что рядом находится тот, кто отдал музыке несколько месяцев, видел будущий «Пуп Земли» в режиссерских набросках и у кого в ушах звенит от богатырских драк и скачек.

К миру анимационных богатырей череповчанин присоединился около пяти лет назад, работая в известной студии «Мельница». Сначала была работа над фильмом «Конь Юлий и большие скачки» (0+), потом — «Три богатыря и Конь на троне» (0+).

Всего в фильмографии Георгия Жерякова 17 фильмов, и сказок в списке хватает — он писал музыку к мультфильмам «Иван Царевич и Серый волк» (0+), «Царевны» (0+), «Барбоскины» (0+), «Щелкунчик и волшебная флейта» (0+), российскому супергеройскому фильму «Защитники» (12+) и другим.

Как создается кино. Версия композитора

На каком этапе композитор присоединяется к созданию фильма?

— Могут подключить на этапе сценария, который мне присылают. Я читаю и иногда уже начинаю делать какие-то наброски. Потом присылают так называемый синопсис (краткий сценарий), а далее — аниматик, сделанный по синопсису. Это первоначальная анимация, созданная от руки. Как правило, это делает режиссер-постановщик.

Наброски на листочках?

— Нет-нет, это видеоматериал, привязанный к хронометражу. Просто там кадров мало — 3–4 кадра в секунду. Аниматик, как правило, уже довольно точный, каждая сцена имеет свою итоговую продолжительность, и по нему уже можно делать музыку. Потом аниматик заменяется на анимацию, и там происходят некоторые корректировки.

Когда вы получили аниматик последних «Трех богатырей»?

— Произошла некоторая задержка, и я получил сразу изображение первых 20 минут. Это было в сентябре прошлого года. И начал активную работу, которую полностью завершил в конце ноября.

В чем в большей степени состоит ваша работа — озвучивать действия героев или писать музыкальные темы?

— Музыка для кино разделяется на несколько категорий. Есть изобразительная, самостоятельная, сольная. Изобразительная музыка — та, которая не подчеркивает действия на экране. То есть идет какой-то диалог, а фоном звучит музыка. Для сцен сражений пишется музыка, которая подчеркивает происходящее. Здесь важно точно попадать на акценты — удары, прыжки. В этих «Богатырях» есть основная тема, она и в титрах играет.

Богатыри — русские герои, была ли задача ориентироваться на народную музыку?

— Да, национальный колорит присутствует. Там вначале есть гулянья, для записи мы использовали жалейки и всевозможные дудочки, баян, бас-балалайку и другие русские народные инструменты. Записывал сам, приглашали исполнителей. Все это, конечно, приправлено современными ударными и симфоническим оркестром, чтобы были одновременно и масштаб, и народность.

«Сначала слышишь, потом играешь»

Как вы сочиняете музыку для кино? Нужно ли вам вдохновение, или пишете на мастерстве и опыте?

— Если сцена сложная, сначала делается клавир. Я играю на фортепиано, и, когда получилось как надо, музыка оркеструется. Когда пишу ключевые сцены, сольную музыку, желательно, конечно, работать с вдохновением — как услышал, почувствовал, поймал эмоцию, так и написал. Важно, чтобы музыка сама зазвучала в голове, это называется предслышание. Некоторые композиторы пишут музыку подбором — играют и прислушиваются: попал или не попал. А следующий этап в композиции, когда сначала слышишь, а потом играешь. И сольную музыку нужно писать именно так, чтобы она смогла восхитить человека.

У вас получается писать музыку в голове, вдали от инструмента?

— Да, конечно, но тут важно ее сразу записать, потому что можешь забыть. Я могу сочинить и записать нотами музыку, не имея инструмента под рукой. В телефон не записываю, это долго, на бумагу заношу.

Когда сроки поджимают, работаете сверхурочно?

— Да, в горячую пору работаю часов по десять в день без выходных. Делаю перерывы, чтобы не сидеть перед компьютером целый день, делаю зарядки. Я, например, в настольный теннис играю вместе с женой. У нас в доме на первом этаже стоит теннисный стол.

Супруге первой исполняете то, что написали?

— Да. И она мне тоже играет, она пианистка, выступает с концертами. Корректируем друг друга.

Какие у вас ближайшие планы?

— В марте ожидается выход другого крупного проекта, в котором я участвовал, — фильма «Онегин» (12+). Его снял Сарик Андреасян, с которым я работал на «Защитниках». Приступая к «Онегину», я специально не слушал музыку той эпохи. Но помнятся фильмы подобной тематики и «Евгений Онегин» Чайковского, конечно. Мне дали творческую свободу. Фильм длинный, музыки много, пять вальсов написал, польку, менуэт. Все эти жанры я еще с училища и консерватории помню.

А в Череповец не собираетесь?

— Приезжал два года назад, этим летом собираюсь. Концертов, как пианист, я уже не даю. Чтобы выступать, нужно форму поддерживать, а это сложно совмещать с композиторством.

Вы можете сочинять музыку для фильмов любых жанров, или есть ограничения?

— Тяжелый жанр для меня — низкосортный боевик, связанный с наркотиками, убийствами. Для меня это неприемлемо, и я сразу отказываюсь. То же с фильмами ужасов, мистикой. В том, что несет в себе отрицательный посыл, может напугать зрителя, я не участвую. Беру только позитивные проекты.

Сергей Виноградов

Назад к выпуску
ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
Опрос

ОПРОС

← 1 / 68 →

День радиолюбителя отмечается 18 апреля. А мы решили узнать, слушаете ли вы радио?

26.32%
31.58%
42.11%
0.00%
Опрос завершен
Анонимно или
Войти
Предложите новость

ПРЕДЛОЖИТЬ НОВОСТЬ

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваши видео и фото.

Предложить новость
(8172) 280-003
Вологда
(8202) 57-11-11
Череповец
Цитата

ЦИТАТА

← 1 / 3 →
Георгий Филимонов
врио губернатора Вологодской области
Георгий Филимонов

«Мы с коллегами готовим стратегию социально-экономического развития региона на пять лет. Наша цель - рывок в социально-экономическом развитии региона с акцентом в бюджетной сфере на ярко выраженную социально- ориентированную траекторию нашей работы».

10 Апреля 2024
Топ-5 новостей

ТОП-5 НОВОСТЕЙ

35 Медиа
17 апреля, среда
22:15:55
Коронавирус
Коронавирус
227791 (+62) чел
Курсы валют
USD 94.07
EUR 99.93