Испить чаю по-милютински в домашних условиях
Увлекательную инструкцию с картинками о том, как пить чай вприглядку, вприкуску, внакладку и еще многими способами, принятыми во время Ивана Милютина, придумали в музее городского головы. Яркий сувенир (0+) выпустил Издательский дом «Череповецъ».
Из открыток можно узнать о том, как чай попадал в Россию и Череповец. Также специалисты музея «Дом И. А. Милютина» собрали несколько замечательных способов насладиться ароматным чаем, изобразили их в открытках и рассказали, что значит чаевничать «до ключей» или «с угрызениями» и как следует пить чай, чтобы ощутить всю прелесть напитка.
В музее «Речи» рассказали, что чай до начала ХХ века поступал в Россию сухим путем. Чай сухопутной доставки выше качеством, поскольку он легко впитывает влагу и запахи, а на пароходах того и другого в избытке.
Жидко заваренный чай иронически назывался «чай с Кронштадтом»: сквозь заварку на дне чашки различался украшавший ее рисунок, а почему-то обычно рисовали на дне городские пейзажи, в том числе и панораму Кронштадта. Чай пили непременно с рафинадом: считалось, что сахарный песок, в то время нерафинированный, портит цвет, а растворенный в чае сахар портит вкус.
Замечательные рисунки для набора, которые кому-то могут напомнить русский лубок, а кому-то картины Кустодиева, создала художница Ульяна Иванова, которая работает в Издательском доме «Череповецъ». К нашему удивлению, это ее первый опыт в подобной стилистике.
— В основном я опиралась на различные произведения в жанре русского лубка, он сам по себе является вдохновением, — рассказала Ульяна «Речи». — Мне нравится его простота, юмор. При всей сказочности получившихся рисунков они опираются на исторические реалии и создавались в тесном сотрудничестве с музейными работниками. В чем одеты, что стоит на столе, а также убранство комнаты — все это взято не из головы, а из исторических источников. Музеем были предоставлены фотографии из личных архивов Ивана Милютина. По этим снимкам я изучала внутреннее убранство, особенности сервировки стола, костюмы той эпохи. Также было интересно почитать про сами чаепития, про некоторые я узнала впервые.
Например, о том, что чай во времена Милютина пили по многу чашек, «до седьмого пота», купчихи — «до семи платков». Купцы могли до 20 чашек выпить, пока связка ключей на животе не поднималась от выпитого, упираясь в столешницу. Далее продолжать чаепитие не было физической возможности. Такой способ именовался «пить до ключей».
Пили чай «и вприлизку, и вприглядку, и вприкуску, и внакладку», но больше все же вприкуску: кусочек твердого рафинада зажимали в зубах и пропускали через него струйку чая, сохранявшего свой аромат. В бедных семьях, где было много детей, чай пили «вприглядку», глядя на подвешенный над столом кусочек рафинада и прихлебывая из чашки пустой чай.
Сергей Виноградов