Лось на «Газели», медведь в целлофане
Три «Газели» с чучелами Музея природы, включая 100-летних медведей и лосей, прибыли в субботу в новое здание на ул. Коммунистов, 42. Корреспондент «Речи» узнал, почему выдра тяжелее медведя и с какой стороны чучела браться, чтобы не выскользнуло.
Между лосем и кабаном
Обитатели Музея природы отреагировали на переезд по-разному. Птицы залезли в коробки с надписями «Брать снизу» и «Сверху не ставить», кто-то крылатый завис под потолком в черном пакете с ног до головы. Один волк поглядывал на происходящее из ящика, а другой закутался в несколько слоев полиэтилена и забился в угол.
Медвежата нарядились в белые шубки, а мама-медведица надела на лапы бахилы, чтобы не повредить когти, и прилегла у входа. Самый большой косолапый из коллекции, добытый еще до революции, остался стоять на своем месте — его пока в новое здание не повезут. Сотрудники Музея природы рассказали «Речи», что начали подготовку к переезду еще в октябре, перебрать и упаковать пришлось не одну сотню экспонатов. На старом месте, на проспекте Луначарского, музей уже не работает, а в новом здании на улице Коммунистов он откроется в ближайшие месяцы. Чучела зверей встретят посетителей на первом этаже.
К счастью, сохранением природы и знаний о ней озабочены не только музейщики. Для помощи в переезде нашлись волонтеры, крепкие и бывалые, а грузовые машины обеспечили спонсоры. Первая из них подъехала к заднему входу Музея природы в 10.30.
Чтобы вход не загородили автомобилями, на подъездах развесили объявления — мол, не ставьте машины, музей переезжает. Также с раннего утра возле входа дежурила сотрудница музея с собакой. Когда пес увидел чучела диких животных — с раскрытыми ртами и оскаленными зубами, — робко прижался к ноге хозяйки.
Не было заметно радости на лице и у водителя грузовой «Газели». Ведь к кузову несли не шкаф или холодильник, а взрослого лося в полный рост с огромными рогами. «За рога не трогайте, за бока придерживайте», — волновалась заведующая Музеем природы Ольга Яшина. С другой стороны раздавалось: «Не сломайте бобра». Хочется верить в стойкость череповецкой фауны, которую никакой переезд не сломит.
Возле машины начался научный симпозиум: спорили, влезет ли лось в кузов. Победу праздновали сомневавшиеся — действительно, зверь оказался слишком рогат. Идею положить сохатого набок отмели как потенциально вандальную.
Водитель предложил убрать брезент с крыши, чтобы лось мог расправить плечи, и тот поехал по городу рогами наружу. К счастью, под мостами путь не пролегал. В компанию к лосю в «Газель» поместили кабана и зверюшек помельче. Обсуждалось, что кто-нибудь должен поехать в кузове между лосем и кабаном, чтобы их придерживать на кочках и ямках. Выбор пал на бородатого волонтера: «Если что, притворишься первобытным человеком».
Ох, нелегкая это работа…
Корреспондент «Речи» также присоединился к работе по наполнению «Газелей» ценными экспонатами Музея природы, многие из которых череповчане знают с детства. Самым тяжелым чучелом на удивление оказалась маленькая выдра, потому что была прикреплена к постаменту из камней.
А медведь средней величины вовсе не пора-зил тяжестью, вдвоем его с легкостью можно было нести и загружать в кузов. Вот только браться лучше со стороны морды, поскольку со спины мишка очень скользкий и покатый и его трудно удержать.
Помимо чучел и коробок, машины загружали музейной растительностью. Только невнимательный глаз мог принять экспонаты за палки и ветки, каждый из них знакомит с растениями наших широт.
— Основная экспозиция закрыта, мы заняты переездом и установкой экспонатов и декораций, — рассказала «Речи» Ольга Яшина. — Также займемся реставрацией и чисткой экспонатов, потому что помещение новое, там еще летает пыль от строительных работ. Мы из-за этого и не переезжали раньше. Нашим чучелам по 100 лет и более, ценность высокая, и мы не можем допустить, чтобы они пострадали.
Реставрация уже началась. Новый вид обрела подставка, на которой располагалась медведица, окруженная медвежатами. Снять ее с подставки было рискованным делом, ведь чучело выполнено в 1915 году.
— Когда ее наклоняли, чтобы открутить конструкцию, беспокоились, чтобы у медведицы с лапами ничего не случилось, — говорит Ольга Вадимовна. — К счастью, все получилось, ничего там не заржавело.
В фондах Музея природы около 20 тысяч единиц хранения, включая палеонтологические находки и гербарии. По словам заведующей, перевозка чу-чел — важная и ответственная, но не самая тяжелая часть переезда. Впереди не только трудности, но и радости открытия нового музейного пространства — Дома природы.
А он уже зажил и зашевелился. В канун Нового года в аквариум нового музея торжественно выпустили особей стерляди и форели. Они — родом из рыбоводческих хозяйств, расположенных на территории Вологодской области. До Череповца их доставляли в специальных контейнерах.
Также первыми аквариумными жителями стали сорога, окунь, сереб-ристый карась, ерш и карп. В будущем планируется заселение особей щуки, карася, леща. Не исключено и появление онежского лосося.
Сергей Виноградов