Посланник Деда Мороза в гостях у потомков Чингиса
Всего несколько дней как я в Череповце. Без меня земляки пережили морозы и отгуляли новогодние каникулы. Январской ночью я снова вернулся домой — закончил свое двадцать третье путешествие в качестве посланника Деда Мороза из Великого Устюга.
Мурманская область
Когда отправлялся из Череповца, мело страшно, думал, самолет не поднимется. Но все обошлось, взлетели, приземлились — и вперед, в город Кировск. Там меня уже ждали, и все благодаря мэру города Юрию Кузину, которого хорошо помнят многие череповчане. К сожалению, сам он меня встретить не мог, заболел. Но его помощники справились на отлично.
А впереди ожидало продолжение поездки по Мурманской области: из села Ловозеро я должен был лететь в село Краснощелье — на родину Героя России череповчанина Сергея Перца. Но не получилось, вертолет сломался, а с ним и мои мечты вместе с тамошними ребятами зажечь елку и вручить им подарки. Но, как мне потом сообщили, подарки, а именно мандарины, конфеты, ананас, через два дня все же были доставлены.
Пермь
И вот опять аэропорт, дорога — теперь уже в Пермь. Меня там ждал мой хороший друг Владимир Овтин, с которым мы познакомились очень давно, еще в третьем или пятом моем новогоднем путешествии. Этот добрый и отзывчивый человек и его сын Максим дали мне с собой все, что казалось подходящим подарком детям. Я было хотел Владимира благодарить, а он как военный сказал строго и четко: помогать представителю Деда Мороза можно и нужно. И протянул мне билет на поезд до Улан-Удэ.
Байкал из окна
Как я радовался этому поезду от Перми до Улан-Удэ! Людей немного, тишина, а за двенадцать часов до столицы Бурятии прямо из окна своего купе я любовался Байкалом. С одной стороны он еще не замерз, а ближе к северной части поверхность уже покрылась изумительно голубой коркой льда. Лучше всего приехать и самим увидеть эту красоту.
Бурятия
В Улан-Удэ меня встречал директор школы села Поселье Баяр Кимович Ширанов. В Бурятии открытие школы на 2 тысячи учащихся стало праздником, объявления о котором были написаны на русском, бурятском и монгольском языках. Ребята выглядели очень счастливыми, для встречи со мной они выстроились на улице в шеренгу, пели бурятские песни, рассказывали о себе. А концерт, а поездка по святым местам Бурятии, национальная еда… И, конечно, радость детей, которые написали письма Деду Морозу. Потом одна из девочек извинилась, что приписала просьбу: вместе с подарками выслать ей 10 тысяч рублей. Мол, подружка посоветовала. Я ответил шуткой: сам бы попросил, да на всех у новогоднего кудесника не хватит.
Повсюду Чингисхан
Опять вокзал и снова путь — в далекую страну потомков Чингисхана. Этот национальный герой в Монголии везде: на плакатах, упаковке продовольственных товаров, в виде сувениров, на прекрасных кашемировых платках…
Первое, что я сделал, — посетил местную православную церковь, где настоятелю отцу Антонию передал вологодские подарки. И тут-то меня нашла библиотекарь Русского дома в Улан-Баторе Валентина. Она дала мне только полчаса на чаепитие, которое из-за монгольской официантки растянулось на час с небольшим.
Прежде всего моя провожатая повела меня на площадь Сухэ-Батора. Это как наша Красная, с домом правительства и статуей восседающего на троне опять же Чингисхана. Я увидел, как из автобуса выходят бойцы Национальной гвардии Монголии. В этот день страна отмечала День независимости, и они прибыли для того, чтобы принять участие в торжественной церемонии. Все было очень красиво. А перед церемонией я сумел с гвардейцами сфотографироваться.
Пробки, смог и юрта
В Улан-Баторе я жил в доме, который был возведен еще советскими строителями. Часть квартир уже давно передана безвозмездно монголам. Чем меня пора-зил главный город страны, так это смогом. У нас порой говорят, что в Череповце нечем дышать. Съездите в Улан-Батор — и вы поймете, что у нас все не так плохо. Город растет, автомобильные пробки настолько велики, что властям пришлось ввести правило: в один день ездят лишь четные номера, в другой — нечетные. А когда разрешают всем — это коллапс.
Конечно, по словам тех, в чьих семьях я поздравлял детей, город изменился. Для городских автобусов, а они в большинстве двухэтажные, выделена полоса, а для скорой помощи — нет… Билет в автобусе, если пересчитать на наши деньги, стоит всего пять рублей, но сейчас прибавили. Продуктов много российских, хотя немало и из Китая. Иногда монголы ездят отовариваться в Россию, особенно колбасой. И считают ее лучшей.
Я побывал в очень дорогом и престижном универмаге — товары в изобилии, особенно много национальной одежды, которую монголы надевают на главные мероприятия и праздники. Европейский Новый год здесь стали массово отмечать лет семь назад, и уже второго января выходят на работу. Но когда придет Новый год по их календарю, это будет действительно великий праздник.
Уже в последний день я посетил юрту на окраине столицы. Как и положено, преподнес хозяйке молоко, конфеты и пирог. Она меня усадила на мужской половине, угостила чаем с молоком и солью, как здесь принято, отведал я и мяса. А больше слушал. Юрта уютная, топится углем, туалет на улице — небольшая кабинка. Все у людей нормально, Россия для них — друг на века.
«Космическая» встреча
Из Монголии я возвращался через Бурятию. Переночевал в Улан-Удэ и, пользуясь передышкой, позвонил местному спасателю, телефон которого мне дал наш общий знакомый, российский космонавт Герой России Сергей Рыжиков. Мы договорились встретиться в гостинице. К моему удивлению, новый знакомый приехал на встречу не один, а с космонавтом Петром Дубровым. Во время его полета в космос на орбите снимался фильм «Вызов» (12+), и в этой нашумевшей киноленте Петр сыграл самого себя. Пользуясь случаем, я пригласил космонавта на Вологодчину.
Сергей Рычков