Двухлетний ребенок разгромил витрину
«Моему сыну два с половиной года. Он ногой разбил витрину в магазине. Должна ли я платить за нее?» — спрашивает Ксения.
Разобраться в ситуации поможет Павел Климшин, главный специалист-эксперт Череповецкого территориального отдела Роспотребнадзора.
— Редко выбираюсь в магазин. Наш папа на работе, у него серьезная государственная служба. Бабушек, дедушек рядом нет. Сынишка с осени ходит в садик, но, бывает, остается дома. Обычное дело — то сопли, то кашель, — рассказывает «Речи» Ксения. — А тут мне очень хотелось купить себе нарядное платье к Новому году. Мы с малышом пошли в магазин, я там кучу платьев перемерила, он терпеливо меня ждал. Подходим к кассе, там народ, один продавец-кассир на весь зал, да еще и медленно отпускает. То по телефону кому-то ответит, то у нее лента в кассе кончилась, то за пакетами пошла. Дошла до нас очередь, сын уже устал, я его понимаю. Сделала замечание продавщице, попросила обслуживать побыстрее. Она стала со мной препираться и, кажется, мне назло делать все еще медленнее. Ребенок, пока мы выясняли отношения, болтал ногой, да и разбил витрину — небольшой ее отсек рядом с полом, где стояли ароматизаторы, освежители воздуха как сопутствующий товар. Естественно, продавец стала ругаться, и я заплатила за разбитую витрину 300 рублей. Наконец купила платье, прихожу домой, а на рукаве моего праздничного сливочного цвета наряда кто-то будто специально чиркнул ручкой. Наверное, это была месть продавца. Настроение мое было вконец испорчено. Скажите, что я должна делать в такой ситуации?
Как объясняет Павел Климшин, в Законе о защите прав потребителей и других законодательных актах этой сферы не прописаны механизмы урегулирования подобного рода конфликтов. Они регулируются в гражданско-правовом порядке. В соответствии со ст. 1064 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Если передача наличных по устной договоренности устраивает обе стороны, такой вариант возможен. Рекомендуется при этом оформить расписку о передаче денежных средств. Возможен и другой вариант. Магазин рассчитывает размер ущерба — материалы плюс ремонт и предъявляет счет за причиненный ущерб. Человек возмещает его. Если не согласен, допустим, считает сумму ущерба завышенной, отстаивает свои интересы в суде.
— А вот «продавец чиркнула ручкой» сложно будет доказать, — говорит наш эксперт. — Товар на предмет недостатков — шов разошелся, пятно и т. п. — нужно осматривать в магазине. В случае наличия спора о причинах возникновения недостатков проводится независимая экспертиза, которая, скорее всего, не признает этот недостаток возникшим по вине изготовителя или продавца.
Татьяна Ковачева