Ишак на ниточке с голосом Миронова
Спектакль московского Театра Наций «Ходжа Насреддин» (12+) открыл в Череповце фестиваль «Золотая маска», который проходит при поддержке Фонда «Доброта Севера» и компании «Северсталь». Сегодня и завтра фестиваль продолжит Театр Маяковского (16+).
«Золотая маска» Ходжи Насреддина
Выход спектакля Театра Наций стал событием в мире кукольного театра России. «Ходжа Насреддин» — лауреат «Золотой маски-2022» в своей категории. Череповецкие зрители увидели кукол, говорящих голосами знаменитых актеров: Евгения Миронова, Константина Хабенского, Виктора Вержбицкого, Игоря Золотовицкого, Елизаветы Боярской и Инги Оболдиной.
Одним из постановщиков стал кинорежиссер Тимур Бекмамбетов, для него это дебют в кукольном жанре. Идеей Бекмамбетова было выпустить спектакль в эстетике старого черно-белого кино, отсылающей к советской картине «Насреддин в Бухаре» 1943 года.
Как это было?
Это было необычно. Пустой зал Дворца металлургов. Актеры, которые прячутся в темноте. Куклы, которые умеют не только говорить, но также бегать и скакать на любой манер, носить друг друга на руках, а также целоваться, укладываться спать клубочком.
Но пойдем по порядку. Большой зал Дворца металлургов был пустым, поскольку роль театрального пространства исполняла сцена. На ней установили не только ширму кукольного театра, но также маленькую трибуну с рядами, уходящими под потолок.
Сцену укутали занавесом со всех сторон, чтобы не пропускала свет и не мешала иллюзии. Ширма имела прорезь посередине в метр шириной и пару метров длиной. Куклы небольшие — высотой сантиметров в 15-20. Впрочем, спустя пять минут после начала действа о размере персонажей забываешь и начинаешь воспринимать их как живых людей. Даже ишака.
Те, кто в последний раз посещал кукольный театр в школьном возрасте и запомнил варежку с пришитой головой, выглядывающую из-за ширмы (автор этих строк из таких), поймут удивление, испытанное при взгляде на современный театр марионеток. С технической точки зрения прогресс в кукольном деле поражает всякое воображение.
Например, во время действа герои попадали в дождь и снег, жарились на ярком солнце и рассматривали звезды на небе. Как поставили сцену, где Ходжа брел через метель, придерживая руками шапку, понять невозможно. Ведь даже зрители в первом ряду не ощутили дуновения ветра и ни одной снежинки-пушинки не вылетело в зал. Никаких экранов, конечно, не использовалось. Чудеса, да и только.
Говорят артисты
Когда спектакль завершился, аплодисментов было вдвое больше обычного. Сначала хлопали куклам, а потом артистам, которые неожиданно выскочили из-за ширмы в черных костюмах — шестеро молодых ребят, в глазах усталость и благодарность за теплый прием. В Череповце спектакль сыграли четырежды. Двое артистов ответили на вопросы журналистов.
О спектакле
Дмитрий Богданов:
— В основном, в Театре Наций идут драматические спектакли, но это большой театр, который может позволить себе разные эксперименты. В Театре Наций играют и мюзиклы, и спектакли других жанров. Появилась идея создать кукольный спектакль. В театре нет своей труппы, на каждый проект актеры приглашаются. Артистов-кукловодов тоже пригласили, как и режиссеров, и художников. Всех собрали, и началась работа. У спектакля два режиссера —
Тимур Бекмамбетов и Анна Викторова, они давно сотрудничают. Тимур Бекмамбетов знаком с театром кукол: он работал в кукольной мультипликации. Одна из особенностей этого спектакля в том, что здесь отдельно есть озвучка, которую сделали известные актеры. А мы как артисты-кукловоды оживляем кукол. И нам нужно совпасть, чтобы у зрителей не было ощущения, что это разные люди играют одних персонажей.
О героях
Дмитрий Богданов:
— Я исполняю роль Ходжи. Это восточный мудрец, который выглядит как нищий. Вся его жизнь, путь и дорога, посвящена поискам жены, которая то ли умерла, то ли нет. Восточная история с восточным колоритом.
Александр Никонов:
— Мой персонаж — ишак. Он старается озвучивать мысли Ходжи, но иногда высказывает и свои. Мы видим спектакль через его взгляд, это путь ишака, можно так сказать. Как эта роль досталась мне? У нас было распределение между артистами, взяли тех, кого захотели взять. А потом режиссер выбирал в зависимости от того, какой персонаж кому близок и у кого получается. Мне мой персонаж очень близок, я прямо влюбился. Чем? Поведением, характером, он наивный, хочет развиваться. Мне очень нравится то, как этот ишак был придуман и озвучен.
О работе за ширмой
Дмитрий Богданов:
— Мы управляем марионетками, это куклы на нитях. Также у них есть штырьки-трости из головы и рук. Управлять ими очень интересно и полезно в качестве мелкой моторики, эта работа отсрочивает нам болезнь Альцгеймера (улыбается).
Александр Никонов:
— Я работаю в разных театрах и разных спектаклях: музыкальных, драматических и кукольных. Я не только за ширмой, есть и роли со словами. И в роли ишака я стараюсь все это передать. Я бы не сказал, что из-за озвучки моего персонажа играть его стало легче. Нет, но это интереснее, у меня первый раз такой опыт. Ведь мне нужно было попасть не только в куклу, но и вникнуть в то, что Евгений Миронов, который озвучил ишака, хотел передать своим голосом. Но еще и своего хотелось добавить. И я это сделал. В спектакле есть моменты, когда ишак молчит, и я могу «пожить» куклой. Есть ли место для импровизации? Есть, но нужно четко попадать во все вздохи, которые издает мой герой. И когда тебе это удается, зал всегда реагирует, потому что передаешь то, что хотел передать актер, который озвучивал. Если у меня что-то родилось внутри, я не могу этого сделать в спектакле, потому что фонограмма этого не сделает. Но в ней тоже можно по-разному существовать. Сегодня я сюда могу пойти, а завтра — туда, и сыграю по-другому в движении.
У артистов театра кукол сильные руки? Посмотрите на меня, руки как руки. Другое дело — железная воля (улыбается). Мы работаем в полусогнутом состоянии, нагрузочка на спину идет хорошая. В период репетиций, когда это было каждый день и был момент накопительного эффекта, очень сильно болела спина. Но сейчас мы привыкли, и уже нормально.
О долговечности кукол
Дмитрий Богданов:
— Конечно, куклы изнашиваются. Они могут ломаться, у них отрываются руки, но они ремонтируются. У некоторых персонажей есть дубли, и если во время спектаклей что-то сломалось, порвались нити и, допустим, ишак остался без ноги, берется дубль. Один ушел в кулису, и тут же появился другой. С куклами проще, чем с людьми, их можно заменить.
Сергей Виноградов