«Нужно быть строгой, но справедливой!»
Сегодня свой праздник отмечают учителя. В Череповце в сфере образования трудятся 2500 педагогических работников, в том числе около 2000 учителей. С одной из них — учителем начальных классов Ольгой Григорьевой — познакомилась «Речь».
Ольга Александровна Григорьева работает учителем начальных классов в школе № 39 уже 23 года. Любимой профессии она посвятила четверть века. Ольга Александровна родом из Харовского района, училась в сельской школе и на всю жизнь запомнила ее талантливых преподавателей.
— Особенно запомнилась мне учитель русского языка и литературы Галина Ивановна Майорова. Ее профессионализм и педагогический талант и вдохновили меня стать учителем. Моя мама всю жизнь проработала в детском саду. Возможно, это тоже повлияло на мой выбор — посвятить себя работе именно с маленькими детьми. Школу я окончила с серебряной медалью, без экзаменов поступила в Череповецкий пединститут, а окончила уже университет. И наш курс стал первым, на котором учились педагогической специальности пять лет, а не четыре, как раньше. Сначала два года я работала в 41-й школе, а потом по семейным обстоятельствам перешла в начальную школу № 39.
Как говорит педагог, самое сложное в ее работе то, что в младших классах теперь много детей. И справиться с первоклашками непросто.
— Главная трудность для меня — начинать вести первый класс, потому что всегда нелегко организовать детей, а их теперь в классе много — 31 человек. И в начале каждого урока нужно всех учеников успокоить, усадить, заинтересовать, научить их слушать и слышать учителя. А после первого класса работать легче: второклашки уже знают все мои правила и требования, — говорит педагог. — Дети всегда дети, в любые времена — со своими шалостями, капризами, потребностями. Но каждое новое поколение чем-то отличается от предыдущих. Сейчас дети, с одной стороны, более избалованные, требуют повышенного внимания, менее усидчивы, им тяжело справляться с трудностями, с требованиями в школе, которые зачастую отличаются от того, что дома требует мама. Но, с другой стороны — в свете современного технического прогресса, — они более эрудированные, лучше, чем мы, взрослые, разбираются в гаджетах.
За многие годы работы у Ольги Александровны выработалось свое педагогическое кредо:
— Главный секрет прост: нужно быть строгой, но справедливой. Есть разные приемы, чтобы расположить к себе детей, заставить внимательно слушать, заинтересовать темой урока. В начале урока русского языка, например, пока дети еще стоят, мы начинаем работу со словами — это их настраивает на урок, развивает внимание. Когда я показываю им на доске слова из двух слогов — садятся мальчики, а когда из трех слогов — садятся девочки. У нас в классе предметное обучение. То есть я классный руководитель одного класса, но веду русский язык и литературное чтение в своем и еще одном классе. Моя коллега ведет в моем классе остальные предметы. Кроме русского языка и литературы я еще веду два внеурочных занятия в неделю — «Разговоры о важном» и «Функциональную грамотность».
В честь Дня учителя и за высокие достижения в работе Ольга Александровна награждена премией И. А. Милютина. Это не первая ее награда. Ранее, в 2011 году, она получила грант на 100 000 рублей, став победителем конкурса лучших учителей и преподавателей образовательных учреждений Вологодской области.
— Премия Милютина — это высокая оценка моего труда и профессионализма. Я, конечно, не ожидала, что получу эту награду.
Комиссия, которая присуждает премию соискателям, оценивает труд учителя за три года: педагогические курсы, победы детей в олимпиадах, участие в научно-практических конференциях, успеваемость, результаты всероссийских проверочных работ, методическую работу. Я также руководитель творческой группы «Одаренные дети» в школе. Кроме того, несколько лет назад участвовала в разработке технологии формирования контрольно-оценочной деятельности младших школьников в условиях безотметочного обучения. Мой личный опыт работы в этом направлении внесен в областной банк педагогических данных.
Жанна Газзаева