«На этих «Жигулях» меня из роддома забирали»

Копировать ссылку
Источник: Речь
Зачем череповчане покупают и восстанавливают старые советские автомобили и сколько это стоит
«На этих «Жигулях» меня из роддома забирали»

У ретромашин проблем хватает — за страховкой побегаешь, запчасти поищешь, под капотом настоишься. А от руля без усилителя руки болят как у грузчика. Владельцы таких авто рассказали «Речи» о радостях, которые перевешивают все сложности.

Влюбленные в ретро

У череповчанина Ивана Филинова, основателя клуба «Ретро Че», большое увлечение началось с «копеечки» — дедушкиных «Жигулей» первой модели 1980 года выпуска. Ровесница московской Олимпиады.

— В последние годы жизни дедушка не садился за руль, говорил, что зрение плохое и координация, — рассказывает Иван. — И у него была идея продать автомобиль, но я ему не позволил — меня на этих «Жигулях» из роддома забирали. Отреставрировал. Сначала в одиночку выезжал на «копейке» на разные парады и другие мероприятия. Более двух лет искал единомышленников в Череповце и других ближайших городах, нарабатывал контакты. Так появился наш клуб, сейчас в нем почти 50 человек.

По словам Ивана, вложиться в реставрацию пришлось, но умеренно, многое в машине сохранилось заводское. Иван поражается надежности старых «Жигулей».

Рассказывает, что недавно вернулся с фестиваля из ярославского Мышкина и его «копеечка» туда и обратно проехала 600 с лишним километров и даже не пикнула. А у современного изделия отечественного автопрома, «Лады-Весты», по словам череповчанина, он за пять лет все катушки поменял.

— В «Жигулях» стоит венгерская катушка 1980 года, и она до сих пор в рабочем состоянии, — говорит он.

Впрочем, годы не могли не отразиться на состоянии машины, хотя дедушка Ивана эксплуатировал ее аккуратно — «она у него снега не видела». По словам внука, наблюдается усталость металла и лакокрасочного покрытия.

Но даже и в слегка усталом состоянии «Жигули» производят фурор на улице — в потоке сигналят и приветствуют, прохожие просят сфотографироваться.

Ивана на «копейке» не только видно, но и слышно — спрятал под капотом пять динамиков и ездит по городу под аккомпанемент Элвиса Пресли.

— Как только выгоню, почти каждый раз кто-нибудь подходит и спрашивает: «Не продаешь?», — делится Иван Филинов. — Я отказываю, сколько бы ни предложили. Чтобы отстали, говорю — от миллиона. Это семейная реликвия, и я ее теперь своему внуку оставлю.

Клуб «Ретро Че» регулярно проводит выставки ретротехники на городских площадях, участвует в городских массовых мероприятиях и даже закупает ретромашины на общие средства из взносов. В День Победы участники клуба организуют «Бессмертный автобат» (0+) — проезжают по улицам города на ретроавтомобилях с портретами дедушек-фронтовиков.

— Мы занимаемся не только автомобилями — не сем ретрокультуру в массы, выставляем от балалайки до пулемета, собранного по чертежам, — продолжает Иван. — Хотим, чтобы люди помнили, какую технику изготавливали в нашей стране. Взять большие ламповые радиолы 1950-х годов, которые по сей день работают. Хотя ретроавтомобили заслуживают самого пристального внимания, некоторым из наших машин по 70-80 лет, и они на ходу. Мы стараемся сохранить их в заводском исполнении, хотя бы внешне. Например, не допускаем тонировки.

Мечта — «Запорожец»

Времена, когда «Запорожцев» стеснялись, давно закончились. Теперь за ними гоняются. Год назад череповчанин Иван Бушковский купил свой оранжевый ЗАЗ 1984 года выпуска, собранный из двух автомобилей, за 65 тысяч рублей. Иван занимается ремонтом квартир, но с детства любит авто — именно такой «Запорожец» был первой машиной у его родителей.

— Помню, как у папы на коленях ездил в нем, — рассказывает он. — Отец очень обрадовался, когда я сейчас купил такую машину. Езжу и по делам, но в основном это машина выходного дня. Участвую в выставках или просто катаюсь по городу.

Год владения «Запорожцем» убедил Ивана в том, что он хочет второй. Один оставить в оригинальном виде и состоянии, а другой — модернизировать.

Череповчанин Владимир Стулов объясняет покупку своего зеленого «Москвича-412» очень просто:

— Лишние 50 тысяч заработал, а тут объявление на «Авито» выскочило — думаю, классно, надо попробовать. Он на ходу, ни разу не подводил, для меня это почти повседневная машина. Поменял не так много, по мелочи — катушка зажигания, трамблер, аккумулятор, бензонасос, сцепление. Резину купил через интернет. Внимание к машине повышенное, даже от детей — малышу 2-3 года, а тянется к «Москвичу», видимо, понимает, что это необычный автомобиль. Что еще интересно — гибэдэдэшники вообще не останавливали, ни разу.

Владимир Стулов по профессии столяр, делает авторскую мебель. Свои умения планирует применить и к автотехнике. Задумал заменить приборную панель в своем «Москвиче» — вырезать из фанеры и обтянуть кожзаменителем.

Пропуск в мир ретроавто

«Речь» попросила владельцев ретроавтомобилей дать практические советы тем, кто хочет заниматься старинной техникой или, напротив, продать такое авто с выгодой.

Входной билет в этот мир — 200-300 тысяч рублей, меньше вряд ли получится потратить на покупку автомобиля, его ремонт и реставрацию. Также надо быть готовым к повышенной плате за страховку. Например, Владимиру Стулову страховка «Москвича» обошлась вдвое дороже, чем современного автомобиля. Более 14 тысяч рублей. Да и то с трудом нашел компанию, согласившуюся застраховать старую машину. Многие отказались.

Что с запчастями? Найти нужную иногда становится проблемой, приходится выкручиваться.

— Конечно, случалось искать запчасти в интернете, — рассказывает Иван Филинов. — Реставрация — дорогостоящая процедура. Например, возьмем дворники. Стоимость оригинальных дворников этой модели с маркировкой СССР сейчас доходит до 8 тысяч.

Рынок ретрозапчастей довольно широк, причем не только в России, но и в странах ближнего зарубежья. И цены могут быть заоблачными. Но опытные коллекционеры советуют хорошенько расспросить друзей и знакомых, часто случается так, что у родственников в деревнях десятилетиями стоят старые машины и лежат запчасти.

Иной путь — попытаться найти запчасти от других моделей, максимально подходящие к ретротехнике. Такие совпадения случаются. Например, какие-то детали для старого «Москвича» подходят от «Газелей» и уазиков.

Где починить то, что в гараже невозможно? Если пригнать в мастерскую железного гостя из СССР, там сначала поморщатся, но когда убедите в том, что нужные гайки не пристали намертво и открутятся, возьмутся с интересом.

Как ездить? Будьте готовы к тому, что потребуется некоторая привычка. Владимир Стулов рассказал, что езда на 40-летнем «Москвиче» отнимает немало физических сил — руль без гидроусилителя, тугие педали. Да и с шумом нужно свыкнуться. Другой вопрос — скорость. Владельцы ретротехники говорят, что выжимают на своих стареньких авто 90-100 км/ч, а дальше страшно — вдруг посыплется.

А тем, кто решил продать ненужное авто, доставшееся от деда, профессионалы дают совет — поставить машину на колеса, то есть вернуть в рабочее состояние. Тогда стоимость вырастет и получится продать уже не по цене ржавого металлолома.

Сергей Виноградов

Назад к выпуску
ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
Опрос

ОПРОС

← 1 / 54 →

Новый год к нам мчится. А вы уже написали письмо Деду Морозу?

19.80%
11.88%
17.82%
7.92%
42.57%
Опрос завершен
Анонимно или
Войти
Предложите новость

ПРЕДЛОЖИТЬ НОВОСТЬ

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваши видео и фото.

Предложить новость
(8172) 280-003
Вологда
(8202) 57-11-11
Череповец
Цитата

ЦИТАТА

← 1 / 3 →
Георгий Филимонов
врио губернатора Вологодской области
Георгий Филимонов

«Мы начинаем практику открытых выездных заседаний правительства Вологодской области в муниципалитетах. Со мной выезжают все члены правительства, в том числе, представители профильных департаментов, курирующих сферы ЖКХ, здравоохранения, образования, лесного комплекса и другие. Мы должны лично реагировать на проблемы наших граждан».

28 Ноября 2023
Топ-5 новостей

ТОП-5 НОВОСТЕЙ

35 Медиа
09 декабря, суббота
18:23:50
Коронавирус
Коронавирус
227791 (+62) чел
Курсы валют
USD 92.57
EUR 99.81