Хроники процесса огораживания
Всю последнюю неделю мы узнавали из новостей, как одна за одной страны Шенгенской зоны вводили ограничения, связанные с пересечением их границ гражданами РФ. И пока пограничники готовятся обирать простых россиян, выше текут процессы, любящие тишину.
Если заглянуть в методическую литературу, читаем, что истерика — это одна из распространенных форм проблемного поведения у маленьких детей. Ее проявления — вспышки гнева, драчливость, стремление к порче имущества, упрямство и враждебность. При этом лучшей борьбой с истерикой является сдержанное поведение родителей.
Европу, конечно, в русле здравой логики нельзя соотнести с ребенком, однако чиновники Евросоюза словно сами на это напрашиваются. И дело не только в том, что Старый Свет добровольно согласился на патернализм в отношениях с Новым Светом, то есть с Соединенными Штатами, но и в конкретных поведенческих проявлениях, описанных выше.
Мы видели, как Финляндия, Эстония, Литва, Латвия, Германия и Польша по очереди в течение непродолжительного времени заявили о том, что будут создавать на таможенных пунктах атмосферу нетерпимости к гражданам РФ.
Мы уже писали о том, как Еврокомиссия запретила въезд в ЕС россиянам на личных авто, а также со смартфонами, косметикой, чемоданами, ноутбуками, туалетной бумагой, шампунями и другими личными вещами. Было заявлено, что практически любые «подозрительные» предметы у путешественников могут отобрать только потому, что они россияне, и потому, что есть соответствующие санкции. Особенно болезненным и диким стало сообщение о том, что запрещен въезд в перечисленные страны на зарегистрированных в России автомобилях.
И действуют все, как им заблагорассудится. Например, в Эстонии хотят не просто разворачивать авто с российской регистрацией на границе, но и конфисковывать такие машины, которые уже находятся в стране. В Германии автомобили уже конфискуют на границе. В Финляндии обязали владельцев машин с российскими номерами покинуть страну до марта будущего года.
Отъем бранзуреток
Примечательно во всем этом, что санкции действительно существуют, но введены они были еще в 2014 году и с тех пор практически не применялись. Но именно в сентябре 2023-го Еврокомиссия сочла нужным о них напомнить, и, вы не поверите, все тут же про них вспомнили. И теперь любой погранофицер с криком «Бранзуретка!» может запросто лишить вас вашего имущества «именем закона». Все как у советских классиков.
Речь, подчеркнем, идет не о представителях российской власти, не о бизнесменах, не о дипломатах (как раз последним въезд на авто с российскими номерными знаками милостиво разрешили), а о простых россиянах. И если раньше недружественные соседи еще делили нас на «хороших» и «плохих» (публично проклял свою страну — «хороший»), то теперь сам факт российского гражданства стал отягчающим обстоятельством.
Расизм? Именно такую оценку дали происходящему в российском МИДе. Заодно мы видим, как выглядит «железный занавес» двадцать первого века, и остается с иронией вспоминать, какие проклятия сыпали те же европейцы на «железный занавес» века двадцатого. Кто же, хочется спросить, их на самом деле развешивает?
Отъем активов
Ну, а пока на пограничных пунктах организуется, пардон, повальный шмон, в тиши кабинетов евробюрократов придумываются хитрые способы грабежа по-крупному.
Ничего не скрывая, агентство Bloomberg сообщает нам о том, что Еврокомиссия намерена обязать компании, которые получают дивиденды от замороженных российских активов, переводить значительную часть этих средств в бюджет ЕС.
Напомним, что заблокированные на Западе активы Банка России оцениваются в 200 млрд евро. К этим деньгам давно уже присматриваются тамошние элиты, однако пока не могут решить, каким образом изъять их окончательно, соблюдая хотя бы видимость законности.
Это выглядит довольно странным, поскольку все законы и приличия уже нарушены. Так, Россия давно не получает проценты с замороженных средств, теперь под угрозой дивиденды. Репутация «блокираторов» и так изрядно подмочена, все видят, как относятся «демократические» страны к священному праву собственности.
И понятно, что даже в среднесрочной перспективе 200 миллиардов — не та сумма, которая спасет «гиганта мысли». Равно как и «пограничная истерика» не прибавляет к реноме Европы ничего положительного. Но заокеанский родитель сказал делать так-то и так-то — и приходится делать. Странно, что уши морозят не назло маме, а по ее прямому приказу. Но это уже политика, а там житейские аналогии действуют не всегда.
Обратный исход
Однако тот же Bloomberg вдруг выясняет, что с февраля 2022 года российские бизнесмены перевели из Европы в Россию свои активы на 50 млрд долларов. Те, кто еще недавно опасался хранить свои средства и работать под российской юрисдикцией, теперь опасаются вести свои дела в Европе и даже в целом ряде западных офшоров. И мы только что выяснили, почему.
Как отмечал на Восточном экономическом форуме первый замглавы Минэкономразвития РФ Илья Торосов, только в этом году в отечественные офшорные зоны переехало 115 компаний, и теперь их число увеличилось до 254.
Напомним, речь идет о созданных в 2018 году специальных административных районах в Калининградской области и Приморском крае. Там ввели льготный налоговый режим, чтобы вернуть на родину отечественный капитал, а заодно привлечь средства тех иностранных компаний, которые хотели бы сотрудничать с Россией, но опасаются западных санкций.
Тогда, помнится, в медиапространстве преобладал скептицизм: зачем кому-то российский офшор, если есть надежные и проверенные иностранные? Но когда офшорные зоны, подконтрольные Великобритании и США, под их давлением стали предпринимать ограничительные меры в отношении российских компаний, выбора не осталось.
Андрей Савин