Череповецкая молодежь приняла Чацкого на ура

Копировать ссылку
Источник: Речь
Наша гостья — Ирина Остренко, руководитель литературно-драматургической части череповецкого Камерного театра
Череповецкая молодежь приняла Чацкого на ура

Заманить в театр подростков, молодежь — тех, кому свойственны максимализм и отрицание авторитетов, — задача сложная. Камерный с ней справился. Давно не была в театре, и в последнее посещение многое меня просто поразило. Театр стал другим.

Экскурс в историю

Итак, мы идем в Камерный театр. Уже самим зданием — старинным, из красного кирпича — череповчане в полной мере могут гордиться. Открываем тяжелую кованую дверь. Ирина Остренко, завлит Камерного театра, ведет нас на второй этаж по широкой парадной лестнице, попутно делая краткий экскурс в историю.

— Это здание — объект культурного наследия регионального значения, строилось именно как театр, — рассказывает «Речи» Ирина Александровна. — На первом этаже должны были разместиться купеческие лавки, торговые ряды, а сам театр — на втором. Но началась Первая мировая война, и здание не достроили. А завершили его строительство уже во время генеральной реконструкции, с 2004 по 2007 годы. Меня часто спрашивают в нашей группе во «ВКонтакте», какие статуи должны были поставить в пустующие ниши Камерного театра со стороны Советского проспекта. Одно из зрительских предположений: в советскую эпоху там стояли статуи Ленина и Сталина. Никогда этого не было. На самом деле по первоначальному проекту архитектора Фомичева там должны были находиться скульптуры Мельпомены и Аполлона. В свое время их не поставили, а теперь уже все привыкли к виду здания театра с пустующими нишами. Левое крыло театра, где сейчас находится ресторан, построено на средства частных инвесторов в годы реконструкции. Украшением здания театра и одним из символов города стали башенные часы, наши куранты.

Как говорит Ирина Остренко, в репертуаре Камерного театра достаточно много отечественной и зарубежной классики, ряд постановок соотносится со школьной программой. Есть и современные пьесы, рассчитанные на массового зрителя. Это прежде всего комедии положений, имеющие, как правило, кассовый успех. Но и классика пользуется популярностью и приносит театру доход.

— Извините, что про деньги, — говорит Ирина Остренко. — Но их ведь надо зарабатывать. Спектакль — дорогое удовольствие. Костюмы, декорации, бутафория, а в современных постановках еще и обеспечение всевозможных спецэффектов, музыкального сопровождения и прочего. Все это — труд, который должен достойно оплачиваться, если мы хотим держать планку качества.

Нескучная классика

2023-й — юбилейный год Александра Николаевича Островского, в апреле исполнилось 200 лет со дня рождения драматурга. Более десяти лет в Камерном театре с большим успехом идет спектакль «Таланты и поклонники» (16+). В театральном сезоне его ставят не так часто, поскольку Череповец — город небольшой, и многие зрители успели посмотреть спектакль не один раз. В этом сезоне в Камерном поставили новый спектакль — комедию Островского «Правда — хорошо, а счастье лучше» (16+).

— Хороший выбор, а кто его делает, завлит?

— Нет, что вы, я могу лишь рекомендовать произведение, а решение принимается коллегиально. Произведения для репертуара театра предлагают прежде всего режиссеры, их мнение всегда учитывается. И, конечно, в выборе репертуара участвует директор Камерного театра Леонид Лавров, без его окончательного решения репертуарный план утверждаться не будет.

Как мы выясняем, репертуарный план театра сверстан на два года вперед. Мы возвращаемся к комедии «Правда — хорошо, а счастье лучше». Спектакль оказался востребованным публикой. Почему? Время сейчас непростое, многим зрителям хочется прийти в театр и осознать, что счастье есть, оно достижимо. Комедия Островского дает такую возможность. Финальную фразу (название произведения) произносит в конце спектакля героиня Мавра Тарасовна, роль которой исполняет Татьяна Макарова. И зритель уходит с ощущением, что все счастливы, а зло наказано. Постановка в стилистике сказки для взрослых пришлась нашим современникам по душе. И в то же время это пьеса, где затрагивается тема власти денег над человеком, звучит мотив социального неравенства. Положительный герой, наивный в своей честности, может угодить в долговую яму, и это вызывает ассоциации с проблемами сегодняшней действительности. Сразу же захотелось перечитать произведения Островского. Да и посмотреть не помешает — в будущем сезоне.

Оба спектакля — «Таланты и поклонники», «Правда — хорошо, а счастье лучше» — в Череповце ставил сторонний режиссер, народный артист России Олег Леваков. Он работает в Санкт-Петербургском театре имени Ленсовета.

— Олег Александрович давно сотрудничает с нашим театром, — поясняет Ирина Остренко. — Он же поставил спектакль по повести Достоевского «Дядюшкин сон» (16+). Спектаклю более десяти лет. Мы его не часто ставим в план, в этом сезоне один раз показывали. Хотя спектакль очень достойный, с хорошими актерскими работами, особенно князь К. Это одна из лучших работ нашего ведущего актера Сергея Павлова. Олег Леваков, если говорить о классике, поставил у нас и спектакль по пьесе Пьера Бомарше «Безумный день, или Женитьба Фигаро» (16+). Прекрасный спектакль, на мой взгляд, где занята практически вся труппа. Великолепные костюмы, музыка Моцарта и Россини в современной обработке. Олег Александрович очень любит Камерный театр, с удовольствием соглашается работать с нашими актерами, хорошо знает труппу. Сотрудничество нашего творческого коллектива с этим талантливым режиссером всегда плодотворно.

Школьная программа

Камерный театр старается быть причастным к разным формам приобщения людей к театральной культуре. Особенно это актуально для подрастающего поколения. Почти десять лет в Камерном идет спектакль «Барышня-крестьянка» (12+) по повести Александра Пушкина. Он пользуется большим успехом не только у школьников (произведение изучается в 6-м классе), но и у зрителей старшего возраста. Не далее как 8 июня прошел очередной вечерний показ, зал был полон, а по окончании постановки зрители аплодировали стоя и кричали «Браво!».

— Показы этого спектакля, как правило, приурочены к пушкинской Лицейской годовщине (отмечается 19 октября), ко дню рождения и дате смерти поэта, — рассказывает Ирина Остренко. — Спектакль «Барышня-крестьянка» стал участником московского продюсерского проекта «Школьная классика» и был неоднократно с успехом показан столичным школьникам на сцене Центрального дома литераторов и в театре на Страстном бульваре в рамках гастролей 2018, 2019, 2020 и 2022 годов. В проекте участвуют спектакли российских театров, поставленные по произведениям школьной программы. Причем отбираются только те из них, которые максимально приближены к авторской концепции. Мы ездили с этим спектаклем не только в Москву, но и в Санкт-Петербург, и практически всегда был аншлаг. Московские и питерские школьники и педагоги принимали нашу постановку очень тепло. Особенно им понравилась Лиза, главная героиня, в исполнении Анастасии Мироновой. Поставила спектакль наш режиссер Елена Баталина. Очень удачная постановка, в которой органично сочетаются дворянская и крестьянская культуры.

К новым формам общения театра со зрителями можно отнести театральные квесты (Камерный театр выиграл на их создание грант Союза театральных деятелей РФ). Один из них — «Барышня? Крестьянка?» — по мотивам спектакля по повести Пушкина. Квест для самых маленьких — по мотивам спектакля по пьесе Евгения Шварца «Золушка» (6+). Для старших школьников — по мотивам спектакля по повести Оскара Уайльда «Кентервильское привидение» (12+). Это достаточно сложный квест-расследование.

Чацкий покорил молодую аудиторию

Отдельный разговор — о спектакле, поставленном по комедии Александра Грибоедова «Горе от ума» (12+).

— Это была бомба, — рассказывает Ирина Остренко. — Премьера состоялась в прошлом сезоне. Ставил его сторонний режиссер Евгений Зимин (Санкт-Петербург). Он же поставил в Камерном «Кентервильское привидение» по Оскару Уайльду. Необычный спектакль, зрители сидят на сцене, действие происходит буквально на расстоянии вытянутой руки. В какой-то момент Привидение смотрит вам прямо в глаза. Там есть и создающие атмосферу старинного замка спецэффекты — световые, звуковые.

Но вернемся к «Горю от ума». К слову, спектакль был поставлен при финансовой поддержке городской администрации. Это весьма важно, ведь в пьесе большое количество персонажей. Нам даже не хватило своих актеров, и мы задействовали в спектакле студентов театрального отделения училища искусств. Наши актеры Игорь Горчаков и Матвей Пирушкин там преподают, вот и взяли в спектакль своих подопечных. У нас ведь труппа небольшая, всего 21 человек. Прекрасный получился спектакль. С одной стороны, задача была сохранить классический текст. Правда, его пришлось существенно сократить, в противном случае спектакль шел бы часа четыре. Но все основные смысловые моменты остались. Главный вопрос: нужны ли сейчас Чацкие? Еще один: Софья, ее прозрение, отношение к тому, что происходит вокруг. К слову, режиссер ввел персонаж, которого вообще нет в комедии: глухонемую прислугу, ее роль исполняет Екатерина Колошина. Служанка глуха, нема, но именно она сердцем чувствует главного героя. Что этим хотел подчеркнуть режиссер? Мотив всеобще глухоты по отношению друг к другу. Когда никто никого не слышит — в нравственном смысле. И только глухонемая, которая не слышит буквально, единственная, кто любит Чацкого.

Финальная сцена во многих постановках проходит так: Чацкий покидает дом Фамусова и с обвинительным пафосом произносит знаменитую реплику: «Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету, / Где оскорбленному есть чувству уголок!.. / Карету мне, карету!». А в нашем спектакле в финале нет пафоса, нет обвинения, и произносит эту фразу Чацкий едва слышно. На его слова никто не реагирует: Софья погружена в свой мир, она раздавлена изменой Молчалина и собственным прозрением. Фамусов же раздавлен тем, что произошло с Софьей… Чацкий понимает, что это стена глухоты. И только глухонемая надевает на него, как на ребенка, вязаную шапочку. Этот спектакль имеет успех у молодежи, в том числе у старшеклассников.

— Что их зацепило?

— Конечно, Чацкий, который появляется на сцене вот с таким ирокезом, в берцах. Это сразу вызывает бурную реакцию молодых зрителей.

— Что? Не надо!

— Надо. Вот давайте мы сейчас не будем спорить по принципу «не смотрел, но осуждаю». Сходите, пожалуйста, на спектакль, тогда и поговорим.

А ведь Ирина Александровна права. И я обещала, что в следующем театральном сезоне схожу на все спектакли.

Ирина Остренко объяснила, что молодое поколение привлекла осовремененная манера поведения Чацкого, его юношеский максимализм, отрицание всех авторитетов: родителей, старшего поколения. Кроме того, необычное музыкальное сопровождение: произведения группы «Нирвана». Режиссер Евгений Зимин привлек к постановке хореографа Маргариту Красных (Санкт-Петербург). И пластическое решение спектакля (особенно сцена бала) получилось ярким и запоминающимся.

На фестивале «ВОТ» (Вологодский областной театральный) маститые театральные критики из разных городов России высоко оценили эту череповецкую постановку.

И все же Чацкий с ирокезом, в берцах — не перебор ли?

— Нет, не перебор, — говорит Ирина Остренко. — В социальных сетях я как-то познакомилась с современной режиссерской трактовкой одного из зарубежных театров. На сцене актеры совершенно голые. Мало того, и зрители в зале должны быть голыми. Вот это, на мой взгляд, перебор.

Татьяна Ковачева

Назад к выпуску
ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
Опрос

ОПРОС

← 1 / 72 →

Лето вот-вот наступит. Вы уже запланировали, что надо успеть?

11.49%
17.24%
18.39%
12.64%
9.20%
11.49%
16.09%
3.45%
Опрос завершен
Анонимно или
Войти
Предложите новость

ПРЕДЛОЖИТЬ НОВОСТЬ

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваши видео и фото.

Предложить новость
(8172) 280-003
Вологда
(8202) 57-11-11
Череповец
Цитата

ЦИТАТА

← 1 / 3 →
Георгий Филимонов
врио губернатора Вологодской области
Георгий Филимонов

«Важная тема, которую мы контролируем, - это обеспечение контактов правительства Вологодской области с родственниками военнослужащих, встречи с супругами, матерями, вдовами мобилизованных наших воинов, контрактников, добровольцев. В этой связи поручаю главам муниципалитетов Вологодской области последовать моему примеру и ввести форматы системных личных встреч».

22 Мая 2024
Топ-5 новостей

ТОП-5 НОВОСТЕЙ

35 Медиа
30 мая, четверг
00:40:27
Коронавирус
Коронавирус
227791 (+62) чел
Курсы валют
USD 88.69
EUR 96.30