Рыночная экономика остается с нами

Когда Россия оказалась под беспрецедентным санкционным давлением и государству пришлось очень глубоко вторгнуться в экономические процессы, сторонники ушедшей с Союзом плановой системы заметно приободрились. Но надо ли прощаться с рынком?
Баланс рынка и госконтроля
Выступление президента Владимира Путина на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ) на минувшей неделе стало не менее емким и программным, чем, скажем, послание главы государства Федеральному собранию. В СМИ речь Путина называли даже социально-экономической программой страны на ближайшее будущее, а то и, ни много ни мало, заявлением о выстраивании в России новой хозяйственной модели.
И нельзя не согласиться. Президент действительно анонсировал на пленарной сессии ПМЭФ ряд важных изменений в экономике, рыночную суть которой, однако, не подвергнув сомнению. Это понятно хотя бы из следующих слов Владимира Путина: «Принципиально важно было дать бизнесу точку опоры, укрепить доверие к проводимой политике, подчеркнуть незыблемость фундаментальных рыночных институтов, свободы предпринимательства и гарантий защиты собственности».
Этот тезис должен охладить горячие головы, которые заявляли, что после начала спецоперации поведение «западных партнеров», начавших резко обрывать экономические и торговые связи с Россией, окончательно дискредитировало либеральную рыночную модель. И что в создавшихся условиях государство просто обязано заняться регулированием рынка, если и не переходя к плановой экономике времен СССР, то хотя бы взяв на себя часть контрольных функций.
Впрочем, волнуются эти товарищи напрасно. Не секрет — роль государства в российской экономике довольно сильна, что и являлось вечным поводом для критики со стороны либеральной общественности, как отечественной, так и западной. И оказалось, что разумный баланс рынка и госконтроля в тех критических обстоятельствах, которые сложились в прошлом году, дал свои плоды.
Как отметил президент, стратегия, выбранная в 2022-м, когда перекраивалась вся деловая и хозяйственная жизнь, сработала. И причиной тому стала не только сбалансированная бюджетная и денежно-кредитная политика, но и господдержка бизнеса. Который как раз и не оказался один на один со своими проблемами, как это непременно произошло бы при либеральной модели.
Поддержка бизнеса
В перспективе же — дальнейшее расширение предпринимательской активности и поддержка бизнеса. В частности, Владимир Путин предложил продлить мораторий на наказания для бизнеса на 2024 год, потому как многие нарушения происходят из-за необязательности западных контрагентов. Также продлятся ограничения на проведение различных проверок.
Президент предложил повысить пороги крупного и особо крупного имущественного ущерба по нескольким экономическим статьям УК — минимум вдвое. И упростить процедуру перехода бизнеса в Россию, когда такой переход блокируется зарубежной стороной.
Настрой финансово-экономического блока правительства примерно такой же. Так, глава Минэкономразвития Максим Решетников заявил на форуме, что увеличение налоговой нагрузки на бизнес не планируется, потому что такой шаг подорвет инвестиции. А председатель Центробанка Эльвира Набиуллина предложила даже провести дополнительную приватизацию «без ущерба стратегическим интересам». Потому что «у государства достаточно много активов, которые должным образом не используются». Впрочем, это пока только предложение, и не все в верхах это мнение разделяют.
Главное же предложение Владимира Путина — это переход на качественно новый уровень развития, которым должна стать суверенная экономика. Она «не только реагирует на рыночную конъюнктуру и учитывает спрос, а сама формирует этот спрос». Стране нужны новые технологии, обновление инфраструктуры, освоение передовых технологий и много чего еще. Государство дает запрос — бизнес обеспечен работой. Тема-то не нова, она библейская — та, что про удочку вместо рыбы.
Поддержка граждан
Что еще уже сейчас не очень роднит российскую модель с «диким» рынком, так это повышенное внимание к решению социальных проблем граждан. И укрепление экономических возможностей России, по словам президента, должно быть прямо увязано с повышением благополучия населения. Как объяснил Путин, «российская экономика должна стать экономикой высоких заработных плат».
Так, с 1 января 2024 года минимальный размер оплаты труда (МРОТ) будет проиндексирован сразу на 18,5%, то есть до 19 242 рублей, что гораздо выше темпов инфляции. Это должно отразиться на доходах 4,8 млн человек. А к 2030 году МРОТ должен вырасти как минимум вдвое. И вообще, финансовые возможности государства позволяют обеспечивать социальную справедливость и сокращать бедность.
Это, так сказать, медийное заявление, которое быстро разлетелось в лентах новостей. Но не меньшую, если не большую, важность имеют другие предложения главы государства в области социальной политики.
Он, во-первых, выступил за то, чтобы пособия на ребенка до полутора лет и единое детское пособие выплачивались за весь период, на который они назначены, а не только тогда, когда у семьи доход ниже уровня, установленного законом. То есть даже если благосостояние домохозяйства выросло, пособия семья не лишится.
То же правило нужно распространить и на граждан, ухаживающих за детьми-инвалидами. Сегодня им также выплачивают пособие лишь в том случае, если они нигде не работают. Захочешь подработать хоть чуть-чуть — лишишься поддержки.
«Работать должно быть выгодно, а государственная поддержка должна служить именно подспорьем, дополнительным доходом к зарплате, а не ее заменой», — сказал Владимир Путин.
И вот это принципиально иной подход. Выясняется, что иногда полезно дать страждущему удочку не вместо рыбы, но и вместе с ней.
Андрей Савин