Дома они изучают строение рыб и пение птиц
Анна Шанина руководит школой № 14 и ведет уроки биологии. Ее педагогический стаж 22 года. Учитель химии этой школы Наталья Житкова преподает 20 лет. Они наставники Всеволода Масленикова, пятикратного призера финала Всероссийской олимпиады.
Юный гений из школы № 14 Всеволод Маслеников два года подряд является самым результативным участником областной команды олимпиадников. На его счету пять призовых дипломов заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников: три он завоевал в прошлом году (по химии, биологии и географии) и два в этом (по химии и биологии). Наставниками талантливого юноши являются директор школы № 14, учитель биологии Анна Шанина и учитель химии Наталья Житкова. Они рассказали «Речи» о своих секретах работы с одаренными школьниками.
Как давно вы занимаетесь подготовкой олимпиадников?
Анна Шанина:
— С первого дня работы, наверное. Сама в школе была олимпиадницей — призером регионального этапа по биологии. Мне интересно углубленное преподавание предмета, нравится заниматься с детьми темами, выходящими за пределы учебной программы. Но результаты, конечно, приходят с опытом, поэтому первые победители появи-
лись у меня не в начале работы, а позже. Вообще тут много слагаемых успеха: заинтересованность ребенка, поддержка родителей, учитель должен отдать этому огромное количество времени. Колоссальная трудоемкая работа. Чтобы подготовить олимпиадника, учителю нужно перелопатить громадное количество материала, потому что олимпиадные задания выходят далеко за рамки школьной программы. Приходится самой очень много заниматься, чтобы вспомнить университетскую программу и обновить знания.
Наталья Житкова:
— Как только набираешься опыта, начинаешь готовить детей к олимпиадам. До Всеволода у меня таких высоких достижений не было, были победители на уровне города и один призер на региональном этапе. Но Всеволод и самоподготовкой занимается, и видна огромная поддержка родителей. Я как классный руководитель и как учитель-предметник работаю с ним с седьмого класса. До этого он занимался в кружках.
Всеволода можно назвать гениальным ребенком?
Анна Шанина:
— Это очень талантливый юноша, у него замечательная память — зрительная, слуховая. Ему достаточно один-два раза услышать термин, прочитать информацию, и он все моментально запоминает. У него хорошо развито логическое мышление — он умеет правильно читать текст, вычленять самое важное, а это большая проблема для многих современных школьников. Его коронная фраза: «А что сложного в олимпиадах? Нужно просто внимательно прочитать задание!» Вообще олимпиадники — дети-трудяги, которые работают день и ночь. Занимаемся, например, мы с Севой, повторяем зоологию, и тот говорит, что дома на практике изучает строение рыб: родители купили для него, а он их вскрывает. То есть уже знает, что будет такая практика в финале Всеросса, и готовится дома сам. Дома у него есть микроскоп, масса научной литературы. Он очень увлеченный!
Наталья Житкова:
— При этом он увлекается всем. Астрономией, историей. В этом году добавил в свою копилку информатику и русский язык, успешно выступил по этим предметам на региональном этапе. Но в химии у него очень нестандартное логическое мышление. При решении задач ему нравится мысленный эксперимент, то есть он сразу видит результат, называет вещество, а потом начинает математически высчитывать. Значит, у него есть химическая интуиция, он редко ошибается. Много решает задач и не меньше читает теории.
Анна Шанина:
— Сева определился в нынешнем году, что для него главные направления — химия и биология. Он даже в этот раз отказался от участия в финале олимпиады по географии, хотя был заявлен. Сказал, что не сможет качественно подготовиться по трем предметам, и сделал упор на химию и биологию. Еще он не мог пропустить профильную смену в «Сириусе» по генетике. Этот ребенок умеет строить планы и идти к своей цели.
То есть важны и природные способности ребенка, одним трудом высоких успехов не добьешься?
Анна Шанина:
— Чтобы победить в олимпиаде, ученик не обязательно должен быть гениальным. Зачастую бывает, что победитель олимпиады имеет тройки по другим школьным предметам просто потому, что он увлекается чем-то одним, а другое ему не интересно. И это нормально. Но есть максималисты, которые считают, что должны быть отличниками и лучшими во всем. У Всеволода, например, нет синдрома отличника. Однако если в ребенке сочетаются и одаренность, и трудолюбие, то будет очень хороший результат.
В чем ваш личный секрет в работе с одаренными детьми?
Анна Шанина:
— Мое большое желание! Если твой ученик вышел на региональный этап, это значит, что у тебя впереди месяц-два напряженной подготовки. Занимаешься вечерами и ночами, готовишь материал по определенным темам. Без большого желания это все не осилить. Чтобы подготовить олимпиадника, только уроков не достаточно, это всегда индивидуальная дополнительная работа. Тем более в олимпиадах по химии и биологии есть теоретический и практический туры, а это две разных специфики. Для практического тура нужно оборудование, которое не всегда бывает в школе. Приходится видеоматериалы искать, чтобы хотя бы посмотреть, как и что делать. Школьный учитель биологии — это и генетик, и зоолог, и ботаник!
Наталья Житкова:
— Мой секрет прост — это большой труд и большая ответственность за каждого ребенка.
Возникает ли особая связь учителя с талантливым школьником, в которого он вложил силы, душу, знания, время?
Анна Шанина:
— Эти дети становятся нам близкими по духу, даже когда они заканчивают учебу потом нас навещают, делятся своими успехами, своими наработками по предмету, которые могут пригодиться для других олимпиадников. Между такими ребятами, кстати, есть некая солидарность, им не жалко делиться друг с другом накопленным опытом, знаниями.
Насколько трудно стать победителем заключительного этапа по биологии и химии?
Анна Шанина:
— Результат заключительного этапа вообще непредсказуем. Если хорошо пойдет теория, то может подвести практика, потому что неожиданно попадется незнакомый объект. Например, дадут тушку птицы, и нужно не только знать, как она называется, систематическую категорию, экологические особенности, но и еще по аудиозаписи определить ее пение. Всеволод, например, дома самостоятельно изучал песни пернатых.
Жанна Газзаева