Ее ученики к репетиторам не ходят

Копировать ссылку
Источник: Речь
В Год педагога и наставника «Речь» рассказывает об учителях, подготовивших призеров и победителей олимпиад
Ее ученики к репетиторам не ходят

Альмира Степановна Бабушкина преподает биологию уже почти 40 лет. Она человек разносторонний: кроме биологии в ее жизни есть место для спорта, коллекционирования, музыки, поэзии, волонтерства, а недавно она начала учиться на нутрициолога.

Такой разносторонний подход к жизни она приветствует и у своих учеников в школе № 10 с углубленным изучением отдельных предметов. Ведь и сама биология как наука предполагает глубокие знания в других сферах.

— В биологии нужны математические мозги, потому что, например, есть задания на олимпиаде, где тебе дадут кальмара и нужно измерить диаметр его глаза, рассчитать оптическую силу. На олимпиаде по биологии не станешь победителем, если не понимаешь математику и физику, если у тебя нет мощной подготовки по химии. Есть раздел — биохимия. Поэтому я всегда приветствую, когда у ребят знания разносторонние, — говорит Альмира Бабушкина.

Благодаря таланту Альмиры Степановны заинтересовать своих учеников биологией в городе выросла уже целая плеяда юных звезд, которые становились победителями финала Всероссийской олимпиады школьников, поступили в МГУ, стали кандидатами и докторами наук. Был даже единственный в городе «международник»: в 2004 году ее ученик Роман Разов победил в международной олимпиаде по биологии.

Сейчас на городском олимпиадном небосводе взошла новая звездочка — очень одаренный воспитанник Альмиры Степановны Арсений Белов. На его счету два призовых диплома и одна абсолютная победа на общероссийском этапе Всероссийской олимпиады школьников по биологии. И это не считая побед в других олимпиадах.

— Альмира Степановна, что дает вам и вашим ученикам участие в олимпиадах?

— Арсений только со своим дипломом победителя в восьмом классе уже мог поступать в МГУ на биофак и ничего больше не делать. Призеры и победители общероссийского уровня имеют право поступить в МГУ без экзаменов на биологический факультет, при этом они получают грант 20 тысяч каждый месяц все пять лет учебы. К тому же со своим багажом знаний они уже на первом-втором курсе будут лучшими, можно направить силы на научно-исследовательскую работу. Ну и конечно, это материальная поддержка от города и региона. Мы с Арсением второй год подряд получаем премии по 100 тысяч, он — как победитель регионального этапа, я — как его наставник. Каждый год мои ребята успешно выступают и на региональном, и на общероссийском этапах олимпиады. Наверно, больше целого класса победителей и призеров у меня набралось за все годы работы.

— Есть у вас свой секрет подготовки олимпиадников?

— А я их подготовкой специально не занимаюсь. Я занимаюсь углубленным изучением предмета с 1995 года, тогда у меня и появились первые победители, сначала на городском этапе. Все думают, что я готовлю их каким-то особым образом. Но мой секрет прост: главная подготовка — это урок. На своих уроках я даю очень много информации не только школьной, но и научной. То есть увлекаю их биологией уже не как предметом, а как наукой. И еще я всегда веду кружки. В пятом классе — на темы, которые выбирают сами дети: о животных, растениях. То есть моя задача — просто их заинтересовать. В шестом классе веду уже предметный кружок, завлекаю микроскопом. Потом с ребятами, у которых интерес сформировался, занимаюсь более углубленно на уроках и в кружках. То есть ставлю на крыло до девятого класса, а потом рекомендую книги для самостоятельного изучения. Олимпиадникам даю самим проводить уроки. Например, Арсений часто ведет уроки в шестом классе, и младшие смотрят на него как на бога.

— Трудно ли победить на олимпиаде по биологии?

— Победить и даже стать призером на общероссийском этапе — очень сложно. Во-первых, ребятам из регионов приходится конкурировать с московскими школьниками, которых готовят в совершенно других условиях. Во-вторых, уровень олимпиады постоянно повышается, усложняется. Если я вам сейчас дам прочитать олимпиадную задачу по биологии, вы там ничего не поймете. Дело в том, что биология — это самая бурно развивающаяся наука. В связи с тем, что сейчас очень развита молекулярная биология, пересматривается вся систематика живых организмов. Если мы раньше знали, что вот этот организм — растение, то теперь, оказывается, он гриб. Школьному учителю сейчас за развитием науки трудно успеть. Но я знаю, как подготовить призера или победителя олимпиады. Это прежде всего качественная работа на уроке и собственное желание ребенка. Я формирую у ребят интерес к предмету, стараюсь, чтобы мои дети не ходили к репетиторам и много читали. Они под моим руководством изучают самостоятельно даже сложные учебники университетского уровня. Я открыла такую «фишку», что ребенок сможет хорошо усвоить тему, когда он прочитал ее в трех разных книгах. К концу 11-го класса мои ребята читают минимум два учебника и четыре пособия.

— Какая самая главная трудность в работе с современными одаренными детьми?

— Я люблю работать с интеллектом детей. То есть не просто учить, а развивать их, прививать интерес к предмету. Это главная моя задача. Трудность в том, что нелегко у детей этот интерес удержать. Очень много сейчас у них соблазнов, поэтому, чтобы завлечь их углубленно чем-то заниматься, приложить бОльшие усилия, должны быть мощный интерес к предмету и высокая самоорганизация у ребенка. Но если ученик теряет интерес, перестает заниматься, я никогда не принуждаю, хотя вижу, что успехи у него могли быть изумительные.

— Есть ли цель выйти в Арсением на международный олимпиадный уровень?

— Да, у нас есть такая цель. Это реально, но для этого нужна системная и многоплановая подготовка. Учеба — это большой труд. Можно трудиться самозабвенно только когда тебя поддерживает учитель. Мы с ребятами и торты печем, и проводим какие-то неформальные встречи, я могу с ними в лес выйти, хотя, конечно, у меня есть и другие дела. Но я понимаю, что если не буду поддерживать интерес, он исчезнет. То есть обязательно должно быть содружество — ученики и учитель. И плюс еще и от семьи поддержка. Я всегда советую родителям отправлять одаренного ребенка в профильные лагеря при университетах: в Киров, Казань, Адыгею, Новосибирск. Я в них тоже работаю периодически. Туда приглашаются лучшие преподаватели. Да, это дорого, но многое дает ребенку. Мои дети ездят на профильные смены в «Сириус» в Сочи. Вот такая многоплановая работа и дает результат.

Жанна Газзаева

Назад к выпуску
ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
Опрос

ОПРОС

← 1 / 49 →

Первые недели осени позади... Вернулись ли вы в рабочий ритм?

20.34%
18.64%
28.81%
16.95%
15.25%
Опрос завершен
Анонимно или
Войти
Предложите новость

ПРЕДЛОЖИТЬ НОВОСТЬ

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваши видео и фото.

Предложить новость
(8172) 280-003
Вологда
(8202) 57-11-11
Череповец
Цитата

ЦИТАТА

← 1 / 3 →
Алексей Плотников
начальник департамента здравоохранения Вологодской области
Алексей Плотников

На базе Вологодского областного госпиталя для ветеранов войн создан региональный гериатрический центр, где оказывают медицинскую помощь пациентам пожилого и старческого возраста при наличии старческой астении. Действуют 33 стационарные койки, организован амбулаторный прием врача-гериатра для жителей всех муниципалитетов области. В минувшем году гериатрическое отделение на 15 стационарных коек было открыто в Судской районной больнице.

18 Сентября 2023
Топ-5 новостей

ТОП-5 НОВОСТЕЙ

35 Медиа
30 сентября, суббота
18:46:15
Коронавирус
Коронавирус
227645 (+7) чел
Курсы валют
USD 97.00
EUR 102.10