«Евгения Онегина» станцуют в Череповце
Романом в стихах «Евгений Онегин» (12+) зачитывались еще 200 лет назад, позднее всемирную славу обрела опера на музыку Чайковского. В наше время пушкинский герой воскрес в балетной постановке знаменитого Бориса Эйфмана, которая покорила весь мир.
Спектакль о русской душе
Череповецкий показ спектакля театра балета Бориса Эйфмана состоится 18 мая во Дворце металлургов, партнером гастролей стала компания «Северсталь». Премьера постановки состоялась в 2009 году, но она по сей день собирает полные залы.
Спектакль «Евгений Онегин» — хореографическая версия пушкинского романа в стихах, которая совместила классику и современность. Пушкинские герои превращены в знаковых персонажей нашего времени, прошедших сквозь тревожную эпоху перемен, живущих на сломе веков. Неожиданное сочетание произведений Петра Чайковского и рок-музыки композитора Александра Ситковецкого позволяет зрителям сильнее проникнуться замыслом хореографа.
В театре, где балет «Евгений Онегин» идет уже четырнадцать лет, отмечают, что постановка дает зрителю уникальную возможность увидеть хрестоматийный сюжет глазами современного человека.
«Обращаясь в своих спектаклях к великой литературе, я пытаюсь выразить искусством хореографии эмоциональное потрясение от соприкосновения с мудростью и творческой мощью наших гениальных предшественников, — говорит Борис Эйфман. — Слово — это инструмент созидания и разрушения, оно способно возродить или уничтожить. Язык тела как более древний способ самовыражения несет в себе общепонятные эмоциональные и духовные ценности».
Объясняя, что побудило обратиться к хрестоматийному пушкинскому произведению, Борис Эйфман напомнил, что еще в XIX веке роман в стихах был назван критиками «энциклопедией русской жизни».
«В нем Александр Пушкин прозрел и создал удивительно точный архетип русского характера своего времени, сотворил поэтический образ русской души, загадочной, непредсказуемой, необыкновенно чувственной, — отмечает хореограф. — Всем своим творчеством я пытаюсь разгадать тайну русской души».
По его словам, в балете пушкинские герои переносятся в наши дни, в новые обстоятельства, более драматические, даже экстремальные, когда старый мир рушится и жизнь диктует новые правила.
«Эксперимент этот мне был необходим для того, чтобы ответить на волнующий меня вопрос: что есть русская душа сегодня? — подчеркивает Борис Эйфман. — Сохранила ли она свою самобытность, свою тайну, свою притягательность? Как распорядились бы сегодня своей судьбой герои романа? Что в „энциклопедии русской жизни“ было печатью времени, а что стало знаком судьбы многих поколений моих сограждан?»
«Не заскучаете ни на минуту»
Балет — мимолетное искусство, но постановки оставляют глубокий след в душах зрителей и не обделены вниманием критиков. «Евгений Онегин» Бориса Эйфмана вызвал восторженный прием как публики, так и экспертов. Российский хореограф заставил их по-новому посмотреть на русскую классику.
«Не берусь назвать ни одного театрального события (из нынешних), о котором вот так, мгновенно, складывались бы легенды. Как едва ли найду спектакль, который в той же мере, как балет Эйфмана, стал бы зеркалом и летописью своего времени», — отметила критик «Петербургского дневника» Елена Алексеева.
«Борис Эйфман — балетмейстер-режиссер. Расширяя рамки хореографического действа, он вводит в спектакль три сцены сновидений, различных по смыслу и воплощению, — приоткрывает находки хореографа Игорь Ступников из „Санкт-Петер-бургских ведомостей“. — Сон Татьяны создан почти хрестоматийно, близко к „букве“ романа. Сны Онегина отмечены психологической насыщенностью. Это сны-исповеди. Призрак Ленского, возникающий как наваждение, превращается в судьбу, требует ответа за содеянное».
«Спектаклю присуща художественная энергия, единство с литературным первоисточником, что делает постановку более русской, более живой, чем известная версия Джона Крэнко. Это достигается прежде всего за счет творческого переосмысления Эйфманом времени и места», — отметила Джудит Макрелл из The Guardian.
«Хореография Эйфмана — именно то, что мы от него ждем, она оборачивается то ударными массовыми сценами, то беспокойными, акробатически исполненными монологами, каждая капля чувств в которых прорисовывается наполненными страданием телами», — написала журналистка The Times Дебра Крейн.
«Не заскучаете ни на минуту во время просмотра этой постановки, — обещает Маргарет Уиллис из издания Bachtrack. — Сцены были короткими и лаконичными, так что времени на раздумья об увиденном в духе „почему“ и „зачем“ почти не оставалось. Безусловно, спектакль удерживает Ваше внимание. Хореография Эйфмана потрясающе стремительна, наполнена акробатическими и гимнастическими элементами».
Психологический балет Бориса Эйфмана
Санкт-Петербургский государственный академический театр балета создан Борисом Эйфманом в 1977 году (первоначальное название труппы — Ленинградский «Новый балет»). Концепция коллектива была достаточно смелой: он создавался как авторский, режиссерский театр, экспериментальная лаборатория одного хореографа.
Уже первые спектакли труппы — «Двухголосие» и «Бумеранг» — принесли театру зрительский успех и заставили критиков говорить о новых тенденциях в российском балетном искусстве. Сегодня театр балета Бориса Эйфмана известен любителям танцевального искусства из Северной и Южной Америки, Европы, Азии, Австралии своими спектаклями «Красная Жизель», «Русский Гамлет», «Анна Каренина», «Евгений Онегин» и многими другими постановками.
Эйфман — хореограф-философ. Его волнуют проблемы современности и тайны творчества. Художник откровенно говорит со зрителем о самых сложных и волнующих сторонах человеческого бытия, определяя жанр, в котором он работает, как «психологический балет».
Важный этап в жизни театра начался в 2011 году, когда правительством Санкт-Петербурга было принято решение о начале строительства Академии танца Бориса Эйфмана, инициатором создания которой выступил хореограф.
В сентябре 2013 года академия начала свой первый учебный год. В 2019 году был открыт Театр Академии танца — уникальная сцена для проведения фестивалей, конкурсов, спектаклей. Также в ближайшем будущем в Санкт-Петербурге должен появиться Дворец танца Бориса Эйфмана, который призван стать одним из мировых центров танцевальных искусств.
Сергей Виноградов