Тихая родина и громкая дата

Выставка картин Владислава Сергеева, пожалуй, самого крупного из ныне живущих череповецких художников, открылась в арт-пространстве «Петров Ям» на ул. Труда, 26. Первого мая заслуженному художнику России исполнилось 85 лет.
В Череповец лучшие работы Владислава Сергеева приехали из Кириллова, где они занимали пять залов Народного дома. В экспозицию вошли более ста работ художника. Выставка получила название «Тихая моя родина» (0+) — в этом отразилось и то, что Владислав Сергеев на протяжении всей жизни изображал Вологодчину, и его связь с автором этих слов, поэтом Николаем Рубцовым. Череповецкий художник дружил с ним и иллюстрировал его стихо-творные сборники.
К слову, о родине. Владислав Сергеев родился в селе Кузьминском Тутаевского района Ярославской области. Его родители были родом из Череповецкого района, перебрались в Кузьминское, когда началось создание Рыбинского водохранилища. В 1941 году умерла мать Владислава, отец погиб на фронте в 1942 году, и сироту отправили в детский дом.
«Он стоял рядом с неф-теперерабатывающим заводом, — рассказывал художник. — Завод был большой, хороший. Помню, как немцы во время войны прилетали его бомбить. Я маленький был, забирался под лавку. Нефть текла в реку, и Волга горела. Невероятное зрелище». Когда у мальчика заметили талант к рисованию, перевели его в Ярославль, в специализированный детский дом музыкально-художественного воспитания для одаренных детей. «Тогда в стране по указу Сталина всего четыре таких детдома открылось, — вспоминал Сергеев в интервью „Речи“. — Замечательные преподаватели, отношение к нам было удивительное. Это, знаете, как лицей для Пушкина. С обычным детским домом, где до этого находился, и сравнивать нельзя. Мы были сорванцы будь здоров».
Известный график и пейзажист, Сергеев не ассоциируется с промышленной живописью, а между тем и в ней он проявил себя. Оказавшись в Череповце в 1963 году, художник отправился на завод писать портреты металлургов.
«Подружился с ребятами, которые пришли с флота и из армии и встали у доменных печей, — настоящие богатыри, — рассказывал он. — Очень хорошо получилось. Можно сказать, я этими работами прославился. На всесоюзные и республиканские выставки попал. Я уверен, что производственная тема вернется в наше искусство, она нужна и востребована».
Выставки Владислава Сергеева проходили не только в России, но также в странах Европы. В 2009 го-ду он получил заказ из Ватикана и написал портреты Папы Бенедикта XVI и Папы Иоанна XXIII. Сам же большую часть жизни прожил возле другой святыни. В середине 1960-х художник купил дом в маленькой деревушке на Цыпиной горе рядом со знаменитым селом Ферапонтово.
Тогда вместе с другом и коллегой Евгением Соколовым он отправился в Ферапонтово писать пейзажи с натуры. «Вот бы домик на Цыпиной горе купить!» — сказал тогда Сергеев. Проходивший мимо мужичок посоветовал им дом, выставленный на продажу.
С тех пор Владислав Александрович проводит там большую часть года. В гостях у него бывали выдающиеся люди XX века: Рубцов неделями жил, Астафьев гостил, Шукшин и Белов заглядывали. Портрет Николая Рубцова работы Владислава Сергеева — одна из центральных картин юбилейной выставки в Череповце.
«Коля бывал у меня в деревне, жил как-то раз полтора месяца, — вспоминал художник. — Мы ходили на рыбалку, много разговаривали. Он там отдыхал. И творил тоже. Например, стихотворение „Ферапонтово“ там, у меня написано. Коля был очень добрый человек, мягкий, но мог быть и резким. Всегда и всем говорил правду в глаза, это тоже многими воспринималось как резкость. Говорил задиристо, но всегда очень интересно. Обычно доброта и резкость в одном человеке не совмещаются, а у него как-то получалось».
Сергей Виноградов