Церкви сохранят старые бревна
В уникальной нелазской церкви полным ходом идут работы, храм XVII века вернут к состоянию конца XIX — начала XX века. При этом, по словам реставраторов, многие трехсотлетние бревна находятся в хорошем состоянии и будут сохранены.
Церковь Успения Пресвятой Богородицы (Успенская церковь) в селе Нелазском является объектом культурного наследия федерального значения. Храм был возведен в XVII веке, но впоследствии его конструкции подвергались изменению: в XIX веке сруб обшили тесом, деревянную кровлю заменили на железную, в 1908-м остеклили и обшили тесом галерею, поставили на каменный фундамент крыльцо.
Объект будут восстанавливать до состояния конца XIX — начала XX века, то есть с учетом вышеперечисленных изменений. По информации портала «Культура в Вологодской области», научно-проектная документация на проведение ремонтно-реставрационных работ была выполнена в 2019 году специалистами «Вологдареставрации». Восстановлением памятника занимаются Центральные научно-реставрационные проектные мастерские совместно с субподрядной организацией ООО «Поморская плотницкая школа».
Авторский надзор на объекте ведут главный архитектор ЦНРПМ Сергей Куликов и главный архитектор АУК ВО «Вологдареставрация» Ирина Белоярская. В 2019 го-ду Успенская церковь в селе Нелазском была включена Министерством культуры России в перечень 100 наиболее ценных памятников. На реставрацию храма выделено более 67 миллионов рублей из федерального бюджета. Завершить работы планируется в 2024 году.
Производственные работы на объекте идут полным ходом. Перед специалистами стоит задача максимально сохранить подлинные материалы и вернуть элементам достоверный облик. Совместно со специалистами из Москвы реставраторы сняли обшивку и изучили состояние сруба. Параллельно памятник очищали от скопившегося за обшивкой гумуса, из-за которого бревна намокали, начинали гнить и впоследствии разрушаться.
По результатам обследования составлены дефектные ведомости.
«Мы определили, какие венцы будем полностью менять, — рассказала главный архитектор Ирина Белоярская. — При частичных утратах делаются вставки-протезы и так называемые коронки, которые ставятся обычно на выпусках бревен. Причины дефектов разные. Одно бревно вскрыли, и оно на глазах начало осыпаться: здесь явно жучок постарался. В другом месте венец был раздавлен весом соседних бревен. Вероятно, это произошло из-за подвижки в срубе во время предыдущих ремонтных работ. Общее состояние срубной конструкции удовлетворительное, то есть бревна в основном хорошие и при грамотной эксплуатации прослужат еще долго».
Некоторые венцы сохранились со времен постройки храма. Старое бревно можно отличить по характеру обработки: в старину мастера в основном орудовали топором, а в XIX–XX веках бревно уже пилили.
Реставрировать венцы основного сруба будут методом «лифтинга».
«Это трудоемкий процесс: мы будем поднимать верхнюю часть сруба на специальных конструкциях приблизительно с 30-го венца снизу. На замену разрушенных бревен заготовлен зимний лес», — рассказывает Ирина Белоярская.
Реставраторам практически полностью удалось сохранить крытое историческое крыльцо, состоящее из нижнего и верхнего лестничного марша. Нижний лестничный марш опирается на закрытое деревянное сооружение — рундук. При его разборке выяснилось, что ступени внутри изначально крепились не на тетивы, а были врублены прямо в стены. В таком виде нижний лестничный марш и восстанавливается.
Архитектор рассказала, что за работами в Нелазском внимательно следят из Москвы.
«Реставрационные работы находятся под пристальным вниманием местного органа охраны памятников, Минкультуры и общественности, — отметила она. — Все отслеживается и тщательно проверяется. К сожалению, деревянных церквей остается все меньше, поэтому каждый такой храм становится народным достоянием».
Сергей Виноградов