Выйду к Ледовому, гляну на село

Череповец неожиданно принял Всероссийские зимние сельские спортивные игры, в город на прошлой неделе приехали более 700 передовиков сельского хозяйства и самых спортивных жителей деревень со всей страны. «Речь» познакомилась с яркими участниками.
Дояры без коров
Еще зимой в интернете поползли слухи о том, что Череповец впервые примет зимние сельские игры и в городе будут соревноваться доярки и трактористы. Потом стало известно, что дояры соберутся в ФОКе на улице Сталеваров, где готовят соревновательный инвентарь. Представилось, как со стороны Тоншалова в сопровождении ГИБДД под гудение клаксонов бредет рогатое стадо, «минируя» череповецкие улицы.
Оказалось, что обманулись многие.
Диалог у гардероба ФОКа в первый день соревнований. «Можно в зал пройти? — интересуется женщина в возрасте, держащая маленькую девочку за руку. — Внучка хочет на коровушек посмотреть». Работники комплекса терпеливо рассказывают череповчанкам (они не первые такие), что дояры соревнуются в сборке-разборке доильных аппаратов и коровушек в зале нет. На лицах гостий разливается печаль, принесенный для буренок хлеб прячут в сумку. «Вот же корова нарисована», — не сдается девчушка, тыча пальчиком в логотип соревнований — улыбающегося лося. В зал они все равно прошли.
А там и без коров было интересно. Корреспонденты «Речи» попали на мужские соревнования. Кстати, они были более представительными, чем женские. В общей сложности к аппаратам подошли 44 мужчины и 30 женщин. Участники, которые готовятся к состязанию, отличались от выступивших наличием спецодежды — полупрозрачного халата и шапочки, немного похожей на плавательную.
Соревнования напряженные: сборка доильного аппарата на скорость — это одновременно и физический, и интеллектуальный спорт. Перепутал с последовательностью действий — возвращайся к исходной и собирай заново.
Участники должны были уложиться в норматив — 4 минуты 30 секунд, в случае поломок деталей или даже падения их на пол начислялись штрафные баллы. Подходя к своему доильному «кубику Рубика», участники выбирали разную тактику: одни включали лихорадочную скорость и нередко бились в шлангах, как в щупальцах осьминога; другие собирали аппарат вдумчиво и не спеша, оглядываясь на кивки товарищей по команде.
Фиргат Шайхуллин приехал на игры из Татарстана, он работает в крестьянско-фермерском хозяйстве.
«Я родился в деревне, в которой около 120 домов, — рассказал он „Речи“. — И там живу до сих пор, мне нравится. Уехать в город? Не тянет, чего я там не видел? В ваших краях впервые. С коровами я с раннего детства, родители держали и сейчас держат. Они в колхозе работали: отец шофером, мама дояркой и телятницей».
Стереотип о том, что дояр не мужская профессия, Фиргат не воспринимает. Мол, вон его куда профессия вывела — передовик, региональный чемпионат, участник сборной Татарстана. Тем более современный дояр — это фактически оператор современной техники.
«Один робот доит 150 коров, а я управляю несколькими роботами, — рассказал он. — Имена у коров? Раньше давали имена, а сейчас по ошейникам распознаем, слишком много их».
Другой дояр Олег Суханов из Воронежской области тоже родился на селе. Рассказал, что впервые подоил корову, когда еще читать не умел. Бабушка посадила на перевернутое ведро — и вперед. Потом была учеба в агроуниверситете, уход из сельского хозяйства и возвращение обратно.
«Я работаю в небольшом крестьянско-фермерском хозяйстве, всех коров знаю, есть свои рекордсменки по надоям, — рассказал он. — В соревнованиях участвую впервые, очень интересно. Тренировался с другим аппаратом, есть отличия, но показанным временем доволен».
Девушка на тракторе
В то время как в ФОКе гремели ведрами, у Ледового дворца ревели трактора.
С утра соревновались мужчины-механизаторы, а после обеда к машинам вышли женщины. За победу бились 61 тракторист и 16 представительниц прекрасного пола.
Задача была следующая: сесть за руль трактора МТЗ-80 (или МТЗ-82), сдаться назад и зацепить бочку, проехать по извилистому маршруту и, вернувшись, опустить бочку в центр круга. Очки назначались за скорость и точность установки снаряда.
Средний возраст участниц троеборья механизаторов — 25-27 лет, много совсем молодых. Двадцатиоднолетняя Венера Захватошина из Новосибирской области ловко запрыгивает в кабину, уверенно щелкает тумблерами и двигает рычаги. Трактор поворчал для вида и покорился легкой девичьей руке. Венера единым махом включает заднюю скорость, подцеп-ляет бочку и спустя минуту финиширует, после чего выпрыгивает из кабины в объятия коллег по команде.
На мартовском солнце горит улыбка молодой Венеры и рисунок из блестяшек, которым она украсила свою щеку. «Хорошо получилось, говорят, результат выше, чем у мужчин», — не скрывая гордости, рассказывает трактористка корреспонденту «Речи».
Венера окончила училище по специальности «механизатор».
«Предложили, я согласилась, понравилось, — вспоминает девушка. — Интерес к технике дедушка привил, у меня и на машину права есть. В чем разница? В габаритах, а так все то же. На сельских играх здорово, интересно. Здесь меня на новенький трактор посадили, а дома на старом деревенском тренировалась».
Наталья Мишалова из Пензенской области возрастом постарше Венеры, но стаж вождения трактора у нее примерно такой же. По ее словам, учиться на трактористку она отправилась после 30 лет, чтобы попробовать в жизни что-то новенькое.
«В нашей учебной группе я была одна женщина, — рассказала она. — Трактор для меня вроде хобби, по специальности не работаю. Это мои вторые игры, еще была на летних. Отличный шанс поездить по регионам, познакомиться с интересными людьми, преодолеть себя».
Нас обступили дети, которые пришли с родителями посмотреть на тракторные гонки. Девочки во все глаза смотрят на Наталью, которая выпорхнула из кабины, почти не задев ступеньки. Похоже, кто-то попросит купить трактор вместо Барби.
Сергей Виноградов