Строительство жилья: назад в СССР?

Копировать ссылку
Источник: Речь
Советский опыт комплексной застройки с шаговой доступностью всех благ решили переосмыслить в Череповце
Строительство жилья: назад в СССР?

Старую истину о том, что новое — это хорошо забытое старое, вспомнили череповецкие власти, решив вернуться к советской традиции комплексной застройки. А заодно избавиться от тех «болезней», которые присущи жилым микрорайонам 1970–80-х годов.

15-минутный город

133 тысячи квадратных метров жилья построили в Череповце в прошлом году, примерно столько же планируют возвести и в 2023-м. Как рассказал депутатам городской думы главный архитектор Антон Аникин, на сегодняшний день в Череповце действует свыше 600 разрешений на строительство, из них 33 приходится на многоквартирные дома.

Но объемы — это одно, а качество жизни — совсем другое. И городские власти взяли на вооружение модную нынче теорию «15-минутного города», согласно которой все необходимое для повседневной жизни должно располагаться рядом с домом, в 15 минутах пути без автомобиля.

Автором идеи называют профессора Сорбонны Карлоса Морено. Дескать, это именно он семь лет назад придумал, как современному горожанину умудриться «жить, учиться и процветать» локально, всего за четверть часа получая от жизни все блага. Цель — заставить человека как можно реже пользоваться автомобилем экологии ради и здоровья для. За это Морено даже престижную архитектурную премию получил.

Но положа руку на сердце, даже немного обидно: а разве не напоминает эта концепция структуру обычного микрорайона времен Союза? Ведь именно по 15-минутному принципу, если не короче, такой микрорайон и планировался.

«Нужно, чтобы детей можно было отдать поблизости от дома в детский сад, а затем в школу. Нужно, чтобы не слишком далеко была поликлиника, чтобы не требовалось через весь город везти хлеб и молоко, чтобы неподалеку можно было купить блокнот и газету, зубную пасту и нитки», — писал по этому поводу известный советский архитектор Алексей Гутнов.

Еще в 50-х годах прошлого века отечественные проектировщики собрали воедино все повседневные потребности гражданина и назвали это микрорайоном. А после настроили микрорайонов по всей стране. В Череповце самый яркий пример такой планировки городской среды — восточная часть Заречья.

Затем на нас свалилась рыночная экономика. В генплане Череповца перспективные микрорайоны остались, а «на земле» — нет. И тут самый яркий образец — Зашекснинский район. Лакомые для застройщиков многоэтажки исправно строятся и заселяются. Но на месте запроектированного садика — пустырь, на месте предполагаемой школы — торговый центр. И единственная поликлиника на огромный район.

Перспективы

Что ж, из слов Антона Аникина следует, что городские власти при проектировании и застройке новых гектаров за Шексной возвращаются к прошлому опыту, но с рядом оговорок.

— Мы уходим от принципа «земельный участок — многоквартирный дом», закон позволил развивать территории комплексно, и мы договариваемся с застройщиками об освоении сразу нескольких участков и целых микрорайонов, — отметил главный архитектор.

Один из примеров — строящийся сейчас 107-й микрорайон (пересечение Шекснинского пр. и ул. Рыбинской), где инвестор обязался обустроить не только все внутренние проезды, но даже парк и бульвар.

Подход ко вновь проектируемым территориям еще более строг. Образцом для подражания должен стать соседний 110-й микрорайон (на первой линии Шекснинского проспекта в сторону Южного шоссе), в котором нашлось место даже детскому театру.

— Ядром микрорайона будут социальные объекты: детский сад на 350 мест, школа на полторы тысячи учеников, стадион, хоккейная коробка, спортплощадки, — описал перспективы Антон Аникин. — Предусмотрены два ресторана и торговый центр. Тут будут жить 3,5 тысячи человек в 1700 квартирах.

В дальнейшем обязательным для каждого микрорайона станет детский сад, на каждые два микрорайона — школа. А также, разумеется, объекты общепита, торговли, заправочные станции с автомойками.

Изюминкой Зашекснинского района должна стать система бульваров, которая будет примерно на сто метров смещена от основных магистральных улиц. Зеленые пешеходные зоны образуют единую сеть, которая протянется от будущего большого парка к будущей набережной на левом берегу Шексны. По бульварам можно будет прогуливаться или идти по своим делам пешеходам, минуя шумные улицы. Вдоль них разместятся магазины, кафе, аптеки и другие объекты.

Чего не останется от традиций советских времен, так это прежнего норматива по машино-местам. Норматив значительно увеличен. Так, на 3,5 тысячи жителей 110-го микрорайона проектируется свыше двух тысяч парковочных мест. Но это не значит, что дворы превратятся в огромные стоянки. Наоборот, во дворы машины не пустят. Оставлять личный транспорт можно будет только со стороны улицы. Подспорьем станут две пятиэтажные парковки по 300 мест в каждой.

В целом в Череповце уже согласовали более десятка архитектурных обликов, в которых дворы избавлены от автомобилей.

Попытаются уйти градостроители и от другой проблемы микрорайонной застройки, так хорошо нам известной по комедии «Ирония судьбы». По словам Антона Аникина, квест «найти свой дом и не запутаться» новоселам проходить не придется. В каждом микрорайоне появятся свои уникальные акценты, чтобы жить там было интересно и неоднообразно. А основной материал для стен многоэтажек последних лет — силикатный белый и красный кирпич — постепенно разбавляется другими материалами. Это керамогранит, облицовочный керамический кирпич, штукатурка.

Не высотками едиными

— Мы понимаем, что у жителей Череповца есть запрос не только на жилье в многоквартирных домах, но и на индивидуальную жилую застройку, — признает главный архитектор города. — И спроектированный 119-й микрорайон как раз удовлетворяет эти потребности. Там будут индивидуальные и блокированные дома, небольшой магазин, прогулочная зона, которая связывает микрорайон с рекой и торговым центром.

Добавим, что новые комфортные жилые зоны могут появиться и в других районах Череповца. Так, управление архитектуры ведет переговоры о комплексном развитии территории после переселения ветхих домов близ улицы Командарма Белова. На улице Белинского нынешняя промзона может быть застроена жилыми домами средней этажности — с выходом на реку Шексну. Также инвесторы предлагают застроить малоэтажными и индивидуальными домами территорию бывшего питомника у Северного шоссе.

Стандарты комфорта в СССР

В микрорайонах времен СССР предельно допустимое расстояние от подъезда до детского сада составляло 200 метров, до школы — 300 метров, до торгового центра и поликлиники — 500 метров.

Андрей Савин

Назад к выпуску
ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
Опрос

ОПРОС

← 1 / 33 →

Великий пост начался у верующих. Поститесь ли вы?

15.88%
7.44%
8.19%
13.90%
54.59%
Опрос завершен
Анонимно или
Войти
Предложите новость

ПРЕДЛОЖИТЬ НОВОСТЬ

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваши видео и фото.

Предложить новость
(8172) 280-003
Вологда
(8202) 57-11-11
Череповец
Цитата

ЦИТАТА

← 1 / 3 →
Андрей Накрошаев
Начальник департамента дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области
Андрей Накрошаев

Сейчас акцент работ смещен на уборку снега и борьбу с гололедом. Всего было задействовано 1025 единиц дорожной техники на прошлой неделе. Ручной уборкой снега занимались 634 человека. 465 вологжан обратились на горячую линию за неделю. Общий объем вывезенного снега составил 2718 кубометров.

20 Марта 2023
Топ-5 новостей

ТОП-5 НОВОСТЕЙ

35 Медиа
21 марта, вторник
09:45:38
Коронавирус
Коронавирус
224443 (+160) чел
Курсы валют
USD 76.60
EUR 81.46