Город хочет вернуться на воду

В Череповце надеются возродить речные перевозки. Не просто прогулки по воде (они, кстати, уже есть и в прошлом сезоне пользовались большим спросом), а именно доставку пассажиров из пункта А в пункт Б. Ведутся переговоры с судоходной компанией.
Речной транспорт для череповчан — больная тема. Особенно для тех, кто застал время, когда каждый день город встречал и провожал десятки теплоходов и теплоходиков.
Сейчас появилась надежда, что возможность путешествовать по воде вернется. Так, портал «ФедералПресс» сообщил, что власти города ведут переговоры с одним из петербургских предприятий о привлечении в Череповец теплоходов.
В разговоре с изданием было отмечено, что еще год назад водного туризма в Череповце не было совсем. В прошлом году туристов начали возить два теплохода «Москва-64» и «Аврора». Они покатали 30 тысяч человек, совершив 1100 рейсов. Билеты раскупались быстро, и небольшой маршрут по реке Шексне вдоль Череповца оказался очень востребованным. Однако у людей есть запросы на разные виды речных прогулок, поэтому нужны разные суда, и город хотел бы работать в этом направлении.
В судоходной компании заявили, что готовы делиться опытом и рассматривать предложения о работе.
О том, насколько насыщенным был речной трафик несколько десятилетий назад, можно судить из расписания, которое мы нашли в выпуске газеты «Коммунист» от 22 мая 1977 года. В Ярославль, Белозерск, Девятины, Камешник и Мяксу ходили «Метеоры». В Мяксу, Талицы, Вогнему — «Ракеты». В Лапач, Неверов Бор, Кривец, Рощино, Степаново, Шексну, Домозерово, Даргун, Гошу — теплоходы «Заря». А на дачные причалы череповчан каждые полчаса возили «калоши».
Краевед Елена Булатова вспоминает:
«На Соборке была пристань — место довольно оживленное в то время, потому что ходили теплоходы на местных линиях до Лапача, Домозерова, Степанова, скоростные „Метеоры“ — до Ярославля, Вытегры, вернее — до Девятин, с заходом в Белозерск, а также останавливались рейсовые двух— и трехпалубные теплоходы, шедшие с Волги и из Ленинграда. Кажется, впервые я побывала на пристани в 1969 году, когда к нам приехали родственники из Новосибирской области. От нас на теплоходе они поплыли в Ленинград. Вместе с ними я ездила за билетами. Запомнился киоск с сувенирами, стоявший рядом с пристанью. Мне была куплена там красивая матрешка, прожившая со мной потом полжизни. А с 1978 года „Метеор“ стал для меня надолго привычным средством передвижения, поскольку несколько лет я прожила в Рыбинске, куда в то время летом проще было добраться по воде — всего-то пять часов „болтанки“ в Рыбинском море. Сначала „Метеор“ заходил в Мяксу, потом в Пошехонье, перед Рыбинском — шлюз, за которым начиналась Волга. В выходные дни билеты купить было трудно, народу ездило много. В детстве мы плавали на небольших однопалубных теплоходах со странным названием „ОМО“ в Кириллов и Углич. Так организовывали наш досуг профсоюзы тех предприятий, где работали родители. В Углич плыли ночью, другой ночью возвращались обратно».
После распада Советского Союза пассажирских рейсов становилось все меньше. Череповчане стали пересаживаться на автомобили и автобусы.
В конце прошлого века в рамках приватизации имущества, в данном случае имущества ОАО «Северо-Западное пароходство», теплоходы и дебаркадеры перешли в частные руки. Имущество имело федеральный статус и к городу не относилось, поэтому на ход приватизации город повлиять не мог.
Как говорил позже предприниматель, хозяйство досталось ему в плачевном состоянии, дотации прекратились.
Последние теплоходы эвакуировали от Соборной горки в октябре 2021 года. К тому моменту территория превратилась скорее в кладбище погибших кораблей. Тогда же убрали и последний сохранившийся дебаркадер. Ранее разобрали еще два.
Илья Драницин