Едут — не дымят и не тарахтят
На маршруты начали выходить трамваи, которые город получил в конце прошлого года, — современный и экологичный вид общественного транспорта. Альтернатива ему в плане транспорта личного пока не очень популярна у череповчан.
На пассажирском
Новые вагоны прошли обкатку, настройку и начинают возить пассажиров. Нынешняя партия несколько отличается от предыдущих. Как пояснил мэр Вадим Германов, в вагонах установлена звуковая и световая сигнализация дверей. Это светодиодная лента, которая светится зеленым, когда в салон заходить можно, и красным, когда лучше не рисковать.
Кроме того, в трамваях продолжается настройка системы, позволяющей удаленно проверять все ли оплатили проезд. В вагонах установлены устройства подсчета входящих и выходящих пассажиров, в которые в скором времени интегрируют систему учета оплаты проезда. Контролер еще на остановке сможет увидеть, едут ли в трамвае зайцы. Эта информация будет отображаться на планшете. Если система покажет, что количество пассажиров равно количеству проданных билетов, контролер просто не станет заходить в салон. В первом квартале этого года Череповец ждет поставку еще восьми новых трамваев. Тогда их общее количество увеличится до 28 штук.
На водительском
Трамвай называют самым экологичным видом общественного транспорта. Неслучайно Череповец получает их в рамках программы «Чистый воздух» нацпроекта «Экология». Однако добраться на трамвае можно далеко не во все уголки города. Что делать, если портить воздух выхлопными газами не хочется, а к велосипедам и самокатам душа не лежит?
Решением вполне мог бы стать электромобиль. Причем мы сейчас говорим не о гибридах, где двигатель внутреннего сгорания соседствует с электрическим, а о машинах, приводимых в движение исключительно одним или несколькими электродвигателями.
Пока дела в Череповце обстоят следующим образом: зарядных станций у нас всего три (на пр. Победы, 85г; у ТЦ «Лента» на Шекснинском проспекте, 2; на проспекте Луначарского, 45), а электромобилей — единицы. По сведениям компании «Промэлтех», которая летом 2021 года и открыла первую в городе станцию на пр. Победы, чистых электрокаров у нас всего четыре штуки. Все остальное — гибриды.
В компании рассказали, что очередей к станции пока не выстраивается. Пользуются чаще иногородние, проезжающие через наш город. Местные в основном заряжаются своими силами от обычной сети, хоть времени в этом случае уходит и больше: вечером поставил на зарядку в гараже, а утром можно ехать. В течение дня заряжаться им смысла нет, так как заряда хватает.
У станции в Зашекснинском районе ни одного электромобиля, и даже свежих следов от покрышек на снегу журналисты «Речи» тоже не заметили.
При этом в той же Вологде этот вид транспорта куда популярнее. Так, буквально на днях в своем публичном отчете о работе в 2022 году мэр областной столицы Сергей Воропанов, рассказывая о первых результатах реализации концепции «ЭкоВологда», сообщил, что по проекту «Развитие электротранспорта» при поддержке бизнеса в городе построено 14 электрозаправок, работает электротакси, а также создан сервисный центр по обслуживанию электромобилей, которых сегодня насчитывается уже более ста.
В Вологде есть даже свое сообщество любителей электромобилей. Автор тематического видеоблога и популяризатор этого вида транспорта Антон Зеленцов — один из них.
— У нас сложились три фактора: проект «ЭкоВологда», IT-компания, которая решила заняться электромобилями и установкой зарядных станций, и то, что мы, владельцы электромобилей, начали снимать о них видео, рассказывать, проводить различные мероприятия: автопробеги, электрофесты, — рассказал Антон газете «Речь». — Первый электромобиль появился у нас в городе лет шесть-семь назад. Я, наверное, в числе первых десяти, кто решил тоже такой купить. Почему? Брат больше десяти лет владел гибридным автомобилем, с которым не случилось ни одной поломки, плюс обслуживание было недорогим. Еще я посмотрел ролики, на которых люди ездят на электромобилях и в Сочи и в Воркуте. Таксисты на них работают, а те какую-то проблемную машину себе не будут брать. Тем более — на Севере. Например, когда у нас было -35 градусов, ребята без проблем на электромобилях работали. Я без проблем ездил в Череповец, Тотьму, Великий Устюг, Москву.
К слову, еще один аргумент в пользу электромобилей — освобождение от транспортного налога.
В регионе норма действует с 1 января 2022 года и касается только физических лиц. Однако, по словам активистов, они хотели бы, чтобы она распространялась еще и на юридических лиц. Тогда у тех появился бы больший резон переводить на электричество и коммерческий транспорт.
Илья Драницин