«Я до сих пор многому учусь у Петрушки»

Копировать ссылку
Источник: Речь
Череповчанин Павел Широглазов, занимающийся театром Петрушки, рассказал, когда кукла оживает
«Я до сих пор многому  учусь у Петрушки»

Павел уже несколько лет ходит по городам и весям со своим театром Петрушки, возрождая традицию уличных кукольников, ярмарочный жанр. Он рассказал «Речи», как нашел своего Петрушку и как реагируют люди на громкого и не всегда вежливого героя.

Подпитаться энергией

— Как прошли ваши праздники?

— Как всегда. Для меня они начались за 10 дней до Нового года с детских утренников, на которых я традиционно служу зимним волшебником. На одном из утренников для второклассников в Доме знаний я в образе Деда Мороза вручил детям подарки. И тут ко мне походит мальчик, тихонько так, чтобы не привлекать к себе внимание. Протягивает свой подарок и говорит: «Дедушка Мороз, передай подарок нашим раненым солдатам». Очень мощный эпизод. В конце декабря было много выездов со спектаклями по Череповецкому району. Еще ездили выступать в Кириллов по приглашению музея-заповедника, показали несколько спектаклей и, говорят, произвели фурор.

— Работать в праздники — к этому привыкаешь?

— Я сам выбрал этот путь и к этому привык. Если я вижу улыбки на лицах людей, детей, для меня это высшая похвала, значит, двигаюсь в нужном направлении. Не только я эмоционально делюсь с людьми, я от них тоже подпитываюсь доброй, положительной энергией. Происходит вовлечение всех и каждого в творческое действо, поэтому возникает ощущение неделимого целого у артиста и зрителей. Для меня идеальный Новый год — дома в кругу семьи.

Дуэт с Петрушкой

— В последние годы вас трудно представить без Петрушки. Как сложился ваш дуэт?

— В определенный момент времени я стал погружаться в мир традиционной народной культуры, у меня появились первые гусли, возникла наша фолк-артель «Ера Га» с Павлом и Аленой Романовыми. К Петрушке пришел, потому что всегда был склонен к экспериментам, и когда столкнулся с театром Петрушки, понял, что это и есть необъятное русское поле для экспериментов. В рамках кукольного уличного театра Петрушки можно совместить и поэзию, и народную музыку, и актерское мастерство — лицедейство, и даже живопись при создании декораций.

— В чем особенность этого жанра?

— Театр Петрушки — очень сложный жанр уличного фольклора. Работать с Петрушкой необходимо только при полной энергетической самоотдаче. Для того, чтобы приобрести определенное мастерство владения Петрушкой, требуются годы. Чтобы приблизиться к пониманию Петрушки, сущности персонажа, мне понадобилось полтора-два года постоянной работы на ярмарках и праздниках. Сейчас уже есть определенный опыт, но в этом искусстве кукольник постигает азы мастерства всю жизнь.

Работа с Петрушкой в некотором роде повлияла на мое раскрепощение, я до сих пор многому учусь у него. Мы с кукольниками, которые работают в традиции фольклорного театра Петрушки, создали всероссийскую «Гильдию петрушечников», сейчас в нее входит около 15 театров со всей страны. Мы постоянно на связи, обмениваемся информацией, поддерживаем друга и, как можем, продвигаем наше дело.

— Вы сказали, что многому учитесь у Петрушки. Если говорить без мистики, как строятся ваши взаимоотношения и меняется ли ваш Петрушка с годами?

— Он меняется по мере того, как нарабатываются определенное мастерство и опыт. Я что-то изменяю, потому что чувствую восприятие публики. Хочу сказать, что любой спектакль петрушечной комедии — это всегда импровизация. Комедия Петрушки — это набор сценок, которые из поколения в поколение передавались. Но каждый кукольник обыгрывает эти сценки и работает с куклами в меру своего видения, своего таланта и умения. И если мы рядом поставим несколько ширм, то увидим абсолютно разные спектакли, хотя сюжетная канва схожа.

— Когда вы импровизируете, понимаете, что какие-то реплики уже он говорит?

— Естественно. Зачастую входишь в некий творческий транс, и кукла начинает жить своей жизнью. Это очень интересно.

Громкий и хулиганистый

— Как люди реагируют на спектакли с Петрушкой?

— Дети, как правило, реагируют ярко и эмоционально, взрослых же, напротив, Петрушка иногда пугает, потому что он харизматичный, громкий, хулиганистый. Иногда подходят зловредные мамашки: «Что это такое, вы пугаете детей». Но это единичные случаи, за всю мою практику такое было, может, раза три. А так это живо, весело и по-настоящему. Театр Петрушки — это русский Тарантино, фольклорный андеграунд. Именно здесь стоит искать истоки русского панк-рока — в скоморошестве и театре Петрушки.

— Как создавался ваш конкретный Петрушка и требует ли он ухода за собой?

— Первых кукол мы создавали вместе с друзьями-мастерами. У первого Петрушки была валяная голова, я его сделал сам. По мере более близкого знакомства с традицией куклы менялись. В петрушечном мире знаком качества являются два момента: владение пищиком (это инструмент), то есть голосом Петрушки, и деревянная голова у куклы. Потому что Петрушка постоянно дерется, стучится головой о ширму. Совместно с мастером Михаилом Кутеповым создавались уже деревянные куклы, также несколько голов для меня вырезал мастер из Верховажского района Владимир Арсеньев. Обшивали и раскрашивали мы сами. Мне повезло, что всегда множество людей разделяли мой энтузиазм относительно театра Петрушки и они меня поддерживали. И я никогда не заявляю, что это мой театр. Говорю, что наш театр, общее детище.

Как ухаживать за Петрушкой? У меня несколько кукол, я их меняю, чередую. Обшиваю, если износилась рубаха. От влаги головы защищены, обработаны в несколько слоев льняным маслом. Главное, любить своих кукол и свое дело.

— Можно ли древнюю традицию подружить с современностью? Задумывались ли вы о проведении интернет-трансляций с участием Петрушки или съемках видеороликов для соцсетей?

— Театр Петрушки очень современен, потому что для него не существует временных рамок. Главная задача Петрушки — быть злободневным. И если мы будем упираться в аутентичность XVII–XIX веков и говорить о том, о чем говорили тогда, это будет неправильно. Общечеловеческие темы, конечно, остаются неизменными. Петрушка будет всегда актуален и востребован. О том, может ли Петрушка существовать в интернете, у моих коллег есть разные мнения. Я считаю, что Петрушка возможен только при живом взаимодействии с аудиторией, как и вся традиционная народная культура в целом. Когда ты это смотришь в записи, в смонтированном виде, это уже не то.

Сергей Виноградов

Назад к выпуску
ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
Опрос

ОПРОС

← 1 / 27 →

Погода приподносит сюрпризы. Как вы на них реагируете?

37.80%
29.92%
10.24%
22.05%
Опрос завершен
Анонимно или
Войти
Предложите новость

ПРЕДЛОЖИТЬ НОВОСТЬ

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваши видео и фото.

Предложить новость
(8172) 280-003
Вологда
(8202) 57-11-11
Череповец
Цитата

ЦИТАТА

← 1 / 3 →
Олег Кувшинников
губернатор Вологодской области
Олег Кувшинников

В Череповце встретился с нашими бойцами, которые сейчас проходят лечение в Вологодской клинической больнице №2. Поблагодарил за службу, за верность долгу. Парни — настоящие герои, в непростое для страны время они проявили мужество и храбрость. Продолжим помогать семьям мобилизованных. Сделаем все, чтобы бойцам было комфортно, чтобы они получили всю поддержку. Пожелал ребят здоровья и силы духа. Горжусь земляками!

27 Января 2023
Топ-5 новостей

ТОП-5 НОВОСТЕЙ

35 Медиа
28 января, суббота
06:16:15
Коронавирус
Коронавирус
217195 (+38) чел
Курсы валют
USD 69.13
EUR 75.33