«Советские Деды Морозы были более русскими»

В Усадьбе Гальских открылась выставка елочных игрушек (0+) из коллекции Антона Голышина, экспонаты которой радовали детвору еще в 1930-е годы. Есть и игрушки военных лет. «Речь» собрала информацию о самых интересных выставках (0+) к празднику.
Блеск из прошлого
Елочные игрушки радуют череповецкого коллекционера Антона Голышина не только в Новый год, но и круглый год, поскольку он увлеченно собирает их на протяжении многих лет. Собралось уже более тысячи — из тех, которые можно назвать ценными и коллекционными. Простые шары, стеклянные шишки и сосульки в его собрании подсчету не поддаются.
К слову, ценные и дорогие игрушки — это для череповчанина разные категории. Ценные — значит, обошлись коллекционеру в копеечку, некоторые из них стоят десятки тысяч рублей. А самые дорогие в его собрании — это игрушки, доставшиеся по наследству от бабушки и дедушки. С которых, собственно говоря, все и началось.
«Началось с коробки игрушек, которая досталась по наследству, — рассказал Антон Голышин корреспонденту „Речи“. — В детстве приезжали к бабушке с дедушкой на новогодние каникулы, всегда стояла наряженная елочка, на которой сверкал космонавтик. Это было душевно и трогательно, рождало ностальгию. Стал дополнять эту коробку, приобретал на аукционах и торговых площадках игрушки на прищепках. У населения тоже покупаю. В Череповце за все время приобрел всего пару игрушек для коллекции, остальные все с аукционов».
Иногда приходится приобретать целую коробку ради пары по-настоящему ценных и интересных игрушек. Антикварные игрушки Антона Голышина на елку не вывешиваются, они хранятся в пакетиках с замочками и сложены в таком месте, где им не грозит перспектива упасть и разбиться. Но дома елку коллекционер наряжает.
«Самые старые в моей коллекции — это игрушки завода „Москабель“ 1930-х годов, — говорит он. — Есть и игрушки военных лет, они представлены на выставке. Их в 1940-е годы изготовил „Москабель“ из медной проволоки, отходов производства. Из лампочек в то время тоже делали игрушки. Самая дорогая в денежном эквиваленте стоит около 50 тысяч рублей, это экспонат из серии „Чиполлино“, изготовленный ленинградской артелью „Культигрушка“ в 1950-е годы. В духовном плане самый дорогой — космонавтик, доставшийся по наследству. Он изготовлен в 1961 или 1962 году».
«Советские игрушки душевные»
Другая коллекционная страсть Антона Голышина также связана с Новым годом. Он собирает игрушечных Дедов Морозов, которых у него уже более сотни, Снегурочек, гирлянды и другие сопутствующие вещи, вобравшие в себя новогоднее настроение за десятки лет использования.
Дедам Морозам на выставке в Усадьбе Гальских отдан отдельный стеллаж. Большие и крохотные, улыбающиеся и серьезные, с посохом и без, в красных, синих, белых и коричневых тулупах. Из обязательных признаков — борода, мешок с подарками, шапка и рукавицы.
«Советские игрушки душевные, а современные лично для меня бездушные, пластиковые, — говорит он. — Они не несут ни духовной, ни материальной ценности. В советское время Дед Мороз был более русским, а современные — это какие-то китайские Санта-Клаусы».
Однако, по словам Антона Голышина, и сегодня изготавливаются елочные игрушки приличного качества, существуют мастера и производства. Но искать такие игрушки на прилавках рядовых супермаркетов под Новый год не стоит, туда выбрасывают только «бездушный пластик». Да и обойдется настоящая авторская игрушка не в 100 рублей, а минимум в 1000–2000 рублей.
«С Новым годом, товарищи»
Выставка (0+) с таким названием открылась в Историко-краеведческом музее, она рассказывает, как менялся любимый праздник в последние 100 лет. У каждого времени были свои традиции и приметы. В 1920-е годы появилось понятие «подпольные елки». С 1935 года в дома вернулось по-настоящему радостное настроение — Новый год стал частью официального расписания праздников.
В 1940-е годы новогодняя ель стала символом надежды на мир и победу, а игрушки на ней — торжеством счастья над печалью. В 1956 году появился первый «официальный» новогодний фильм — «Карнавальная ночь», везде пели про «пять минут». В 1960-е годы — ежегодный «Голубой огонек», кремлевские елки с Дедом Морозом и Снегурочкой.
Об этих переменах посетителям расскажут новогодние украшения и карнавальные костюмы из фондов музейного объединения, плакаты и вырезки из газет, а еще удивительные работы художников Владимира Ветрогонского и Алексея Пахомова. Выставка будет работать в музее все новогодние праздники.
В Выставочном зале открылась выставка «Чудо чудное и диво дивное» (0+), которая объединила новогодние фантазии в керамике и текстиле. Встречает гостя лубок XIX века из фондов музейного объединения, выполненный в технике литографии, ксилографии и акварельного рисунка.
Образы знакомят нас с персонажами древнейших легенд и сказаний — птицей сирин, индейским петухом, мелузиной (медузой), хамелеоном, прохлаждающимися медведем и козлом. Все эти интерпретации можно встретить в керамике Натальи Куликовой. Уже десятки лет мастер преподает объемное искусство — сначала в художественной школе, затем в университете на худграфе, а теперь в Центре народного творчества «Феникс».
В керамике результат непредсказуем. Часто мастер задумывает одно, но мягкий глиняный материал и глазурь при температуре почти в тысячу градусов могут повести себя непредсказуемо, выдавая уникальную работу.
Есть символ древних русских сказок и в мягких игрушках работы Людмилы Эль-Шафие. Русским сказкам вторят текстильные работы Евдокии Пановой и Светланы Синяевой, литографии Александры Якобсон, акватинты Николая Попова с очеловеченными животными.
Игрушки из прошлого выставили в Усадьбе Гальских, а на елку, украшенную в традициях наших предков, можно посмотреть в доме-музее Верещагиных, где открылась выставка «Накануне Рождества» (0+).
Посетителей выставки встречает елка, украшенная по всем правилам XIX века. Внизу — яблоки, шоколадные фигурки зверей и птиц, печатные пряники. Потом шли золоченые орехи, не поднимавшиеся выше середины. Чем выше, тем елка становилась ярче и наряднее. На кончиках ветвей повисали блестящие стеклянные шары, райские птицы, сказочные корабли и летящие ангелы.
Сергей Виноградов