Выставка с зимним ароматом
Николай Викулов в своих картинах описывает северную деревню, а Александр Стулов реставрирует мебель и предметы быта из наших северных сел. Коллекция керамики Евгении Арсеньевой была создана по мотивам декоративного искусства крестьянских мастеров.
Четыре художника объединились, чтобы показать зрителям свои произведения, вдохновленные суровой северной природой и людьми, живущими здесь: трое мастеров из Череповца, четвертый, Сергей Лаврентьев, из Вологды. На выставке «Чей контур стерт» (0+) — название взято из стихотворения Иосифа Бродского — у посетителя появляется чувство, словно он побывал в гостях у хороших знакомых в деревне. Словно приехал зимой, когда хозяева готовятся к Новому году, топят печку, достают праздничные украшения, сделанные народными мастерами. В сенях уже стоят салазки для детей — днем можно будет пойти кататься на горку, а после вернуться в дом, гладить кота, пить чай из особенных, праздничных чашек и смотреть на то, как хозяин расписывает деревянный сундук.
Наверное, не стоит удивляться тому, что всю ночь после открытия выставки шел снег и наутро город проснулся укрытым белым одеялом. Эта первая из выставок музейного объединения, приуроченная к Новому году.
— Крестьянскую жизнь я знаю с раннего детства, потому что родился в деревне, на этой выставке я как у себя дома, как в детстве, — сказал Николай Викулов. — Все эти предметы — сундуки, саночки, которые принес сюда реставратор, мне хорошо знакомы. Помню, как многое приходилось делать своими руками, ведь мое детство пришлось на военные годы. Отцы, дяди, братья были на войне, в деревнях оставались дедушки да бабушки да мы, малые дети. На таких саночках мы возили дрова, дело было непростое. Зима долгая, холодная, надо было печку топить, вот и приходилось нам, детям, ездить в лес за дровами, а если саночки сломались — то и самим чинить.
Николай Викулов рассказал, что долго искал свой стиль, пока не пришел к теме деревни, знакомой ему с детства. Сейчас в городе он только зимует, а как только приходит весна, едет за город, там и живет до самых холодов.
— Есть история из жизни Василия Кандинского, который ездил в этнографические экспедиции по Вологодской области и изучал крестьянскую живопись, — рассказал Александр Стулов. — Зайдя в один дом, где было много таких предметов, он заговорил с хозяином, и тот сказал: «Это не живопись, это песня» — и показал, как слушать эту песню. То, что вы видите, — обрывки этой песни, сохранившиеся за сто лет. Благодаря Николаю Викулову, Сергею Лаврентьеву, Евгении Арсеньевой вы тоже можете ее услышать.
Керамист Евгения Арсеньева рассказала, что, создавая коллекцию, вспоминала предметы, сохранившиеся в семье от старших родственников, — прялки, домовую утварь.
Алена Сеничева