Пленил сердца Остров свободы

Вологжан, служивших в разные годы на Кубе, наградили знаками «Воину-интернационалисту СССР» и медалями «Ветеран Карибского кризиса». Кубаши, многие с женами, съехались со всех уголков области.
Собрал всех член правления содружества ветеранов ГСВСК череповчанин Юрий Соколов (номер телефона есть в редакции). Он проходил службу в 1974–1976 годах. Был замкомвзвода, командиром танка.
— Конечно, у всех впечатление от службы разное. Для нас это был рай. Готовилась рота в 110 человек, а отобрали только девять, — вспоминает Юрий Александрович. — На встрече каждый может рассказать о себе. Для тех, кто в содружестве еще не состоит, она еще и знакомство. Мы постоянно общаемся, помогаем друг другу.
Официально считается, что первые советские войска, военная техника и ракеты были переброшены прямо под бок США в июле — октябре 1962 года в ходе операции «Анадырь». После того как Карибский кризис миновал, ракеты с ядерными боеголовками и часть военных с Кубы вывезли. Однако учебный центр, созданный на базе боевой бригады, существовал до 1993 года.
— Меня призвали в пограничные войска. О том, что окажусь на Кубе, узнал неожиданно, в поезде по пути в Сертолово, — рассказывает череповчанин Сергей Громов, который служил с 1985 года. — На Кубу шли 14 суток на лайнере «Балтика» (к слову, именно на нем в 1960 году прибыл в Нью-Йорк Никита Сергеевич Хрущев и выступил на 15-й Генассамблее ООН со своей знаменитой речью. — Авт.). Поселили нас сначала в палатке. Жара невозможная, сырую воду пить нельзя, а у нас одна кипятилка на всех. Стоит очередь метров 150 — выпил кружку и снова в конец очереди встал. Вся влага из организма с потом сразу выходит. Те, у кого кожа белая, сгорали, покрывались волдырями. Комары там не как у нас. Если наши сначала примериваются, то те прямо с лету впиваются. Спали только в накомарниках. Сначала комаров выгоняешь, потом ложишься. А на улице в это время лягушки-быки мычат, как телята.
Кубинская флора и фауна, пожалуй, одно из самых ярких впечатлений северян от этого далекого тропического острова. Сегодня истории о нем вологодские кубаши рассказывают уже своим внукам.
Илья Драницин