Царица была ломлива, а Митрофанушка — недоросль

Копировать ссылку
Источник: Речь
Наш гость сегодня — Александра Беспалова, заместитель председателя ТОСа «25 микрорайон» (Заречье)
Царица была ломлива, а Митрофанушка — недоросль

Александра Беспалова из читающей семьи. К книгам ее приобщала бабушка, ненавязчиво, но настойчиво. И приобщив, открыла волшебный мир, и не только сказок. Александра может с удовольствием погрузиться в исторический роман, чтобы понять время нынешнее.

— Александра, наверное, книжный багаж закладывается в детстве. И здесь кому как повезет. Кто-то сразу полюбит чтение, а у кого-то оно вызовет отвращение, потому что заставляют читать. Как было у вас?

— Мне повезло с бабушкой. Сколько себя помню, я безумно любила читать, и привила мне эту любовь к чтению моя бабушка Валентина Андреевна. Они с дедушкой, его звали Анатолий Константинович, вообще были очень читающими людьми. Сейчас их нет с нами. Бабушка читала сказки и интерпретировала их.

— Это как?

— Допустим, она читала сказку «Иван-царевич и Серый Волк» (0+). Сюжет народной сказки восточных славян, которая относится к волшебным сказкам. У царя было три сына. У царского дворца был сад, в нем росло дерево с золотыми яблоками. И как-то раз царь заметил, что кто-то крадет яблоки. И поручил он сыновьям изловить вора. Эту сказку бабушка могла рассказывать, поворачивая сюжет в другую сторону, прописывая его по-своему. Например, отправил царь сыновей за молодильными яблочками, чтобы здоровье поправить. Интерпретация могла быть какой угодно. И в том месте, где произошли изменения, бабушка меняла интонацию, делая акцент на новом, чтобы я сравнила, услышала, оценила новую фабулу. Но все это происходило ненавязчиво. Более того, бабушка купила мне три книги «Русские народные сказки» разных издательств. И тоже подводила меня к тому, чтобы я сравнивала сюжеты. Волшебными были и иллюстрации к этим книгам. А какое сильное впечатление производит картина Виктора Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке». Сказка буквально оживает на полотне художника. Это я сейчас понимаю, что бабушка побуждала меня к размышлениям, заставляла работать мой мозг. Но делала все это очень деликатно, увлекая, а не навязывая.

— Да, русские народные сказки можно было читать и перечитывать. А еще какие сказки запомнились?

— Сказы Павла Бажова «Медной горы Хозяйка» (6+). Хозяйка Медной горы предстает в образе прекрасной зеленоглазой женщины, с косой и лентами из тонкой позвякивающей меди, в платье из «шелкового» малахита. Воображение играет, когда читаешь ее описание: «Девка небольшого росту… Из себя ладная… Коса ссиза-черная и не как у наших девок болтается, а ровно как прилипла к спине. На конце ленты не то красные, не то зеленые. Сквозь светеют и тонко этак позванивают, будто листовая медь». Завораживает. Как и то, что девка эта может превратиться в ящерицу. «Серебряное копытце» (0+), «Каменный цветок» (0+), «Малахитовая шкатулка» (0+). Сказки написаны на основе легенд уральских горняков. По-настоящему волшебные.

— Дедушка тоже читал сказки?

— Нет, он больше интересовался научно-популярной литературой. Все мне рассказывал, объяснял явления природы, почему идет дождь, светит солнце. Объясняя, успокаивал, чтобы я не боялась. Помню, как-то однажды мы стояли на лоджии, а тогда они были незастекленными, грянул гром, потом сверкнула молния. Я испугалась, вжала голову в плечи. А мне дедушка и говорит: «Что боишься? Не бойся». Объяснил природу явления и добавил: «Боженька наказывает только злых людей, когда на колеснице по небу мчится». Рассказывал в сравнении мифы. В славянской мифологии Перун — бог-громовержец. В древнегреческой мифологии Зевс — бог неба, грома и молний, ведающий всем миром. В древнеримской мифологии Юпитер — бог неба, дневного света, грозы.

— Осилить «Войну и мир» в школе смог не каждый. Вы смогли?

— Я в школе прочитала этот роман Льва Николаевича Толстого полностью. Меня приучили к тому, что если взял в руки книгу, то читай от корки до корки. А вот дочь Алина, ей было 15 лет, прочла роман не сразу. Вижу — начала читать, а потом отложила в сторону. Что делать? Заставлять бесполезно. Попыталась заинтересовать. Стала рассказывать, какие пирушки были у молодежи начала XIX века. И попросила дочь сравнить их с нынешними вечеринками. Сама же бегло пересказала, как 20-летний Пьер Безухов вернулся из-за границы и окунулся в светскую жизнь «золотой молодежи». Кутила молодежь в доме Долохова и Курагина. Там рекой лилось виной, шиком считалось выпить бутылку рома, сидя на подоконнике. Болконский с трудом отговорил от этой затеи толстого и неуклюжего Пьера. Рассказала, как молодые люди достали где-то медведя, усадили его в карету и поехали к актрисам.

— Дочь не спрашивала, почему так много французской речи в романе Толстого? На французском написаны первые страницы романа.

— Все так, светская молодежь той поры в большей степени знала французский, нежели русский. И во времена Пушкина так было. За любовь к французскому и хорошее знание языка лицеисты дали ему прозвище Француз. И это про Пушкина — светило русской поэзии. Если читать просто так трудно, ребенку нужно помочь, а для этого уделить время и совместно начать разбирать текст. К слову, что касается знания языка, умения его употреблять. От бабушки и дедушки я никогда не слышала мата и грубых жаргонизмов. Они прекрасно обходились русским литературным языком и правильно говорили.

— Возникает вопрос, а кто были бабушка и дедушка, из какой семьи?

— Трудно сказать. Бабушка говорила, что документы ее родителей утеряны, сгорели при пожаре. Ее родители были людьми грамотными и образованными, что в деревеньках тех времен было явлением не частым. Тем не менее она была очень начитанной, много знала о царской семье, часто обращалась к классической русской литературе. В свое время она работала главным бухгалтером ресторана «Ленинград». У дедушки не было высшего образования, но он был образованным человеком — самоучкой. Я сама не так давно прочла книгу «Александра» (16+) Анны Тумановой — о царской семье. Я вообще люблю читать исторические романы. Это мое.

— Что читают ваши дети?

— Дочь читает в основном нормативно-правовую литературу. Это связано с будущей профессией. Сын увлекается научно-популярной литературой. Его пристрастия меняются.

— В их жизни больше места для электронной книги?

— Да, так. Они по-другому читают. Как я уже говорила, это не наша привычка, нашего поколения, читать от корки до корки. Сын может одновременно читать несколько книг, выбирая из них нужные главы, остальное — по диагонали. Художественную литературу дети читают от корки до корки, иначе не ясна будет суть.

— И какие книги?

— Алина в свое время увлекалась чтением биографий. Михаил Юрьевич Лермонтов, описавший сцену собственной смерти в «Княжне Мери». Ее в первую очередь интересовали не его произведения, а он сам. Помню, чтение «Героя нашего времени» (12+) мы начали с части «Княжна Мери». Нужно было заинтересовать дочь судьбой писателя, его способностью «предвидеть». Заинтересовали. Из современных — Елена Богатырева «Милый каторжник». Жюльетта Бенцони, серия ее книг «Катрин», Александр Дюма — 15 томов дома. Везли из Липецка, подарок бабушки.

Максим перечитал всю приключенческую литературу. Это «Остров сокровищ» (6+) Стивенсона, «Робинзон Крузо» (6+) Даниеля Дефо, «Таинственный остров» (6+) Жюля Верна и другие.

— Как они воспринимают классику?

— С некоторым удивлением. «Мам, что такое недоросль?» — спрашивает меня сын. Отвечаю: прочитаешь и узнаешь. Прочитал — понял. Это недоучка, недоросший, несозревший. И когда мы с ним обсуждали «Недоросля» (12+) Дениса Фонвизина, комедию, написанную в XVIII веке, то пришли к выводу, что многое из нее актуально и сейчас. Я и сама это поняла и по-другому взглянула на произведение. Ведь в сущности, кто такая Простакова? Любящая мать, которая по простоте душевной, точнее по примитивности, воспитала маменькиного сынка, Митрофанушку, ленивым, неповоротливым и развращенным тугодумом. Тугодумом, да еще и с амбициями, как говорит Максим.

— Подростки иногда сами себя не понимают. Что им стоит почитать из классики?

— Я считаю, трилогию Льва Толстого: «Детство» (6+), «Отрочество» (12+), «Юность» (12+).

— Выходит, классика — она на все случаи жизни. Она нам нужна?

— Конечно, нужна. Классика — о доблести, чести, справедливости.

— Александра, скажите, а не слишком ли много незнакомых слов стало для детей в классике? Одолеют ли?

— Одолеют. А незнакомые слова можно объяснить. Максим в свое время спросил, что такое басурман. Прочел роман «Басурман» Лажечникова — понял. Басурман — это человек иной (нехристианской) веры, неправославный, иноверец, иноземец. Началось все с вопроса «Кто такой басурман?», а заодно понял очень много интересных вещей.

— Александра, приведите, пожалуйста, примеры непонятных слов из классики, которые требуют расшифровки для современных детей.

— «Вечор, ты помнишь, вьюга злилась». Это Пушкин, стихотворение «Зимнее утро» (0+). Дети спрашивают, что такое вечор. Я говорю не только о своих детях, вообще о современных детях. Им непонятно, что значит «ломлива». Это из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» (0+) Пушкина: «Правду молвить, молодица уж и впрямь была царица: высока, стройна, бела, и умом, и всем взяла; но зато горда, ломлива, своенравна и ревнива». Ломлива — значит упряма, капризна.

— Коворкинг популярен среди фрилансеров… Мне из таких предложений понятны лишь некоторые слова: популярен, среди. Не кажется ли вам, что в нашей речи стало много слов-паразитов, иностранных слов?

— Да, это так. И паразиты уничтожают здоровый русский язык. Эти англицизмы уже проникли во все поры современной жизни. Иностранные новообразования ужасны, на мой взгляд. Они коверкают русскую речь, уродуют ее, обезличивают. И чаще всего в них нет никакой надобности. Зачем говорить «супермаркет», если есть понятное слово «универсам». Зачем нам «коворкинг», если есть прекрасное слово «сотрудничество». Зачем нам «тинейджер» вместо «подростка». Воркшоп — обучающее мероприятие.

Скилл — навык, умение. Дедлайн — последний срок сдачи (диплома, работы и т. д.). «Букинг» вместо «бронирование». «Крафтовый» вместо «ручная работа». Таких заимствований много. И, как правило, их употребление и неуместно, и неоправданно. Я понимаю, язык — живой организм, он не может быть догмой. Он изменяется, впитывает в себя слова из других языков, отбрасывает ненужное. Но загрязнять его заведомо сточными водами не нужно. Не очистить потом будет. Меня по-настоящему это тревожит, поскольку словарный запас молодежи, особенно обитателей социальных сетей, становится убогим. Обладатель такого языка, как правило, не очень думающий, не очень читающий и не очень образованный. И в сетях он делает кучу ошибок, и при живом общении ему трудно выразить свои мысли. Какую жизни прожил, чем увлекался.

— Русский язык, по-вашему, это ценность?

— Безусловно, ценность, наше, именно наше национальное богатство и величие культуры русских людей. Хочется привести слова Михаила Ломоносова о русском языке, который вобрал в себя все «великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, краткость греческого и латинского языков». Слова Ивана Тургенева: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!» Или Константина Паустовского, утверждавшего, что русский язык вобрал в себя красоту, величие, широту неповторимой русской природы. И это предмет нашей гордости. Паустовский: «Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку»; «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык».

— Книги не исчезнут и никуда не денутся. И нам всем стоит помнить: какие зерна мы посеем, то и пожнем. Закладывать в будущие поколения нужно любовь к русскому языку и литературе, любовь к чтению, тогда и поколение будет здоровым.

Татьяна Ковачева

Назад к выпуску
ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
Опрос

ОПРОС

← 1 / 27 →

Погода приподносит сюрпризы. Как вы на них реагируете?

37.90%
29.03%
10.48%
22.58%
Опрос завершен
Анонимно или
Войти
Предложите новость

ПРЕДЛОЖИТЬ НОВОСТЬ

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваши видео и фото.

Предложить новость
(8172) 280-003
Вологда
(8202) 57-11-11
Череповец
Цитата

ЦИТАТА

← 1 / 3 →
Олег Кувшинников
губернатор Вологодской области
Олег Кувшинников

В Череповце встретился с нашими бойцами, которые сейчас проходят лечение в Вологодской клинической больнице №2. Поблагодарил за службу, за верность долгу. Парни — настоящие герои, в непростое для страны время они проявили мужество и храбрость. Продолжим помогать семьям мобилизованных. Сделаем все, чтобы бойцам было комфортно, чтобы они получили всю поддержку. Пожелал ребят здоровья и силы духа. Горжусь земляками!

27 Января 2023
Топ-5 новостей

ТОП-5 НОВОСТЕЙ

35 Медиа
28 января, суббота
00:00:38
Коронавирус
Коронавирус
217195 (+38) чел
Курсы валют
USD 69.13
EUR 75.33