Как женились наши предки
Ансамбль «Русский Север» сыграл свадьбу на сцене Дворца металлургов. Артисты показали народный мюзикл «Свадьба на Покрова» (6+). Режиссер спектакля Евгений Максимов рассказал «Речи», что задумал его во время стажировки на Бродвее, родине мюзикла.
«Свадьба на Покрова» — это народный мюзикл, созданный по мотивам традиционного свадебного обряда, бытовавшего в Вологодской губернии XIV–XV веков, а в некоторых своих элементах сохранившегося и до наших времен. Уникальные исторические материалы были собраны в фольклорных экспедициях с 1980 по 2010 год в районах нашей области.
В основе сюжета история любви Ивана да Марьи, их непростая судьба. Они нашли свою любовь, встречаясь на народных гуляньях, играх, вечеринах. По традиции мнение жениха и невесты не спрашивали, родители сами находили подходящую пару. Но не всем легко дается поиск второй половинки, друг Ивана Михаил никак не может найти себе невесту, ему попадаются невесты с изъянами.
О том, как создавался народный мюзикл, рассказал корреспонденту «Речи» режиссер постановки художественный руководитель ансамбля «Русский Север» Евгений Максимов.
«Спектакль делится на две части от весенних гуляний до Покрова, — говорит он. — На весенних гуляньях молодые выбирали себе пару. Но решающее слово всегда было за родителями. Жениться — это еще не все, самое главное — суметь вместе прожить семейную жизнь в счастье, детей нарожать, преодолеть все трудности, поэтому в мюзикле есть такая фраза: „Жениться хорошо, да много и досады“. Ее мы взяли из стихотворения Михаила Ломоносова».
В спектакле показывается, как девушки готовились к свадьбе — ткали и шили платья и сарафаны, гадали.
«У них был девичник, свадебный поезд, они молились и плакали отцу своему, все это составляло предсвадебный обряд, готовящий невесту к переходу в новый жизненный этап, — объясняет Евгений Максимов. — Для спектакля мы взяли обряд венчания. Самым пронзительным обрядом, который я привез из экспедиций, является девичник, когда девушке расплетали ее девичью косу, потом переплетали уже в две косы, надевали свадебный головной убор, когда подружка плакала, девушка прощалась со своей девичьей жизнью. Его я записал со слов певицы Щепоткиной в Великом Устюге».
Идея народного мюзикла пришла Евгению Максимову десять лет назад после стажировки в Бродвейском театре в Нью-Йорке.
«Я подумал, что хорошо бы создать свой, народный мюзикл, — вспоминает он. — Но не каждому коллективу это дано, это очень тяжелый труд. Мюзикл — это театр музыкальной комедии, актеры должны уметь хорошо петь, танцевать, четко произносить слова, соблюдать законы драматургии».
«К сожалению, я уже не могу использовать свадебные обряды, так как я уже вышла замуж, но, тем не менее, мне интересно узнать об этом побольше, — рассказала „Речи“ участница постановки, солистка ансамбля Ксения Ковалева. — Больше всего мне нравится обряд прощания с невестой, когда девушки на фоне поют хорал (церковное песнопение), происходит таинство, невесту наряжают в свадебный наряд».
Артисты «Русского Севера» имеют немалый опыт выступлений в народных костюмах. А как танцуется в сарафане старинного покроя?
«Костюмы довольно удобные, ничто не обтягивает нас, они достаточно свободные, — рассказала Ксения. — В повседневной жизни я хожу в сарафанах современного фасона, когда жарко».
Премьера собрала полный зал Дворца металлургов, по окончании постановки зрители аплодировали стоя. «Свадьба на Покрова» развернется на всю Вологодчину, в гастрольном графике ансамбля — Шексна, Кириллов, Великой Устюг, Сокол. А в будущем, возможно, и Бродвей?
Антонина Старова