Галерея сталеваров и горновых
Художественный музей ассоциируется с портретами русских царей и барышень XIX века, но в среду здесь временно поселились металлурги Николая Гришачева. Выставка (0+) открылась к 90-летию мастера. Большинство полотен были переданы вдовой художника.
Среди множества картин череповецкого художника, выполненных в своеобразной манере и узнаваемой цветовой гамме, есть одна особенная, которая мгновенно становится центром любой выставки. Речь о портрете горнового Тихомирова, поражающем жизненной правдой.
«Я помню, как папа ее создавал, — рассказывал „Речи“ сын художника Николай Гришачев — младший на одной из прошлых юбилейных выставок. — Посмотрите, как он тут верно все изобразил: горновой на перекуре, сигарета в руках, усталое лицо, глаза, этот взгляд в никуда».
Горновой смотрит на посетителей (и сквозь них) и на новой выставке, без него и коллекция не коллекция. В следующем году картине исполнится полвека, а ее сила с годами не гаснет, как сигарета в руках металлурга.
Трудно пройти мимо картины «Памяти дяди, пропавшего без вести в 41-м», на которой портрет фронтовика соседствует с балалайкой, горшком с цветами и налитой стопкой на тарелке. Вроде бы ничего нарочитого, но щемящее чувство накатывает. Череповчане постарше, взглянув на картину художника «Красноармейская площадь», написанную в 1970-е годы, испытают чувство глубокой ностальгии.
Николай Гришачев родился в Сибири, в шахтерском Анжеро-Судженске, в семье рабочего. После войны окончил нижнетагильское училище прикладных искусств. Приложить свое искусство туда, куда желалось, удалось лишь спустя десять лет, после нескольких лет работы учителем рисования в школе. По приглашению молодого Череповецкого металлургического завода Николай Иванович прибыл в наш город и более его не покидал.
С 1972 года Николай Гришачев входил в так называемую индустриальную творческую бригаду. Дружба художника с доменщиками ЧМЗ началась в 1962 году. Свое восхищение трудом этих людей Николай Иванович перенес на свои полотна. В Череповецком музейном объединении рассказали, что художник не просто рисовал, а пытался досконально разобраться в технологии процесса, в условиях труда, в характерах людей и стремился отра-зить напряженность труда металлургов, порой на пределе человеческих возможностей. В этом разгадка того, почему горновые выглядят живыми порой на гигантских полотнах автора.
Традиционно экспозиция в музее строится так, чтобы показать развитие автора, работу его в разных тематиках и техниках. Тему индустриальной живописи и родных пейзажей Николая Гришачева продолжают полотна, написанные в творческой командировке в Венгрии. Рядом — свободная, контрастная акварельная живопись.
Сергей Виноградов