Почему счастье лучше правды
Если просрочить выплату по векселю, угодишь в долговую яму. Чтобы этого избежать, можно провернуть махинацию. Сложные экономические вопросы, которые поднимаются Островским, не помешали Камерному театру сделать легкий и веселый спектакль (12+).
Пьеса великого русского драматурга Александра Островского «Правда — хорошо, а счастье лучше» (12+) рассказывает о богатой купеческой семье, в которой бабушка, сын-вдовец и внучка на выданье. Девушка влюбилась в молодого секретаря Платона, который умеет и знает много по экономической части, но не любим членами семьи за честность и привычку говорить правду в глаза.
О женитьбе молодым людям нечего и мечтать, поскольку парень не только беден, но еще и задолжал по векселю отцу избранницы и того и гляди угодит в долговую яму. Пьеса является безусловной классикой, но не относится к числу наиболее известных произведений Островского. А потому корреспондент «Речи», попавший в Камерный театр на генеральный прогон накануне премьеры, первой в сезоне, смотрел во все глаза, чем же закончится любовная драма. Развязка была неожиданной и касалась отнюдь не только молодых героев.
Спектакль поставил известный петербургский актер и режиссер Олег Леваков. Он рассказал корреспонденту «Речи», что для него это четвертая встреча с Островским. «Как мы знаем, он считается русским Шекспиром, его художественные проявления настолько бездонны, что можно в нем купаться всю жизнь и все равно до конца не докопать все его смыслы», — сказал режиссер.
Работа над спектаклем началась в жарком июле, шла весело и с радостью для участников репетиций. Спектакль начинается со знакомства зрителей с героями. Один за другим они выбегают на авансцену, забавно дрыгая руками и ногами под музыку, знакомую нам по немому кино. Эта ассоциация с фильмами Чаплина и его современников вовсе не случайна.
«Изначально мы решили играть не в эпохе Островского, а чуть-чуть ее сдвинуть, переместить ее на начало XX века, — рассказал Олег Леваков. — И художник, и мы ориентировались на стиль модерн, свойственный этому времени. Поэтому появляются витиеватые линии в оформлении и некоторая условность. Мы хотели оторваться от быта и непосредственного существования в эпохе. В костюмах тоже можно увидеть силуэты XX века. Нам так легче воспринимать эти тексты, хотя они современны всегда и во все времена. Мы хотели сделать легкий ироничный спектакль, в какой-то степени гротесковый».
Стартовавший театральный сезон, а еще в большей степени 2023 год пройдут в России под знаком Александра Островского. В День космонавтики, 12 апреля, страна и весь русский мир отметят 200-летие со дня рождения великого драматурга. Директор Камерного театра Леонид Лавров подтвердил «Речи», что спектакль «Правда — хорошо, а счастье лучше» поставлен с прицелом на юбилей классика. Не исключено, что театр повезет постановку на всероссийские фестивали к 200-летию Островского.
В репертуаре Камерного театра уже есть одна постановка по его произведению — «Таланты и поклонники» (12+) на сцене идут уже 13 лет. Спектакль здорово прошел на фестивале имени Островского в Костроме, на него до сих пор с удовольствием ходят зрители. Новой постановке Островского, вероятно, тоже уготована долгая жизнь.
Сергей Виноградов