Вадим Германов: «У череповчан меняется отношение к городу»
Три года назад мэром Череповца стал Вадим Германов. Горожане хвалят, критикуют, советуют, спорят, но общий тон один: город меняется к лучшему, власть прислушивается к народу. С вопросами, которые волнуют череповчан, отправились к мэру на интервью.
О транспорте
— На что перестали жаловаться череповчане?
— Практически не стало жалоб на дороги, очень мало жалоб на работу общественного транспорта. Кто-то из горожан назвал реформой общественного транспорта все произошедшие изменения: новые автобусы и трамваи, единое городское расписание, бесплатные пересадки, безналичная оплата, остановочные комплексы, табло прибытия автобусов и трамваев и так далее.
Мы приобрели специальную программу, которая контролирует выход транспорта на линию и следование графику движения — допустимое отклонение на маршруте плюс-минус четыре минуты. Ранее процент выполнения графика выхода на линию составлял около 70%, сейчас — более 85%, график расписания соблюдался примерно на 70%, сейчас этот показатель приближается к 90%.
И еще одно новшество. Так как в бюджете нет средств на то, чтобы на каждой остановке оборудовать экраны с информацией о приходе транспорта, на остановках появятся QR-коды. При наведении на код камеры смартфона на вашем экране появится табло с информацией, когда ваш автобус прибудет на остановку.
О новом мосте
— Что дает городу новый мост, на ваш взгляд?
— Главное — безопасность. Три года назад у меня не было ответа на вопрос: если что-то случится с Октябрьским мостом, что делать будем? Ведь в Зашекснинском реально живет около 90 тысяч человек. Через поселок Шексна ездить? Ремонтировать? Как? Паромы? Нереально. Сейчас эта сложность устранена. Второе — это новая транспортная логистика. Сегодня люди радуются, что теперь за семь минут доезжают из Зашекснинского района в Заречье. Не просто доехали, а долетели, как теперь стало модно говорить у нас. Летают так, что за первые недели было выписано несколько тысяч штрафов. Конечно, там такая дорога, что и мне иногда хочется «притопить», но нельзя. Третье — это развитие города. В Зашекснинском появляются целые районы, готовые к застройке. А вообще — это красиво.
— Почему на новом мосту такие узкие тротуары для движения пешеходов и, главное, велосипедистов?
— Когда много лет назад мост проектировался, тогда велосипедное движение не было в Череповце настолько развито. Если бы проектировали сейчас, то, наверное, и велодорожки можно было бы запланировать. Но пешеходов сейчас на новом мосту мало. Да, в первые дни многие ходили и смотрели, но сейчас это все прошло.
Об озеленении
— Тема деревьев в Череповце — очень болезненная. У многих горожан вызывают возмущение изуродованные при глубокой обрезке деревья, бездумно спиленные, например на строящейся набережной возле лесомеханического техникума.
— Варварское уничтожение деревьев — это, конечно, неправильно. Но что касается строящейся набережной, то я знаком с разными отзывами. Немалая часть людей пишет: хорошо, что убрали этот чапыжник, стало видно историческое здание бывшего Александровского училища.
— Но здание не в лучшем виде, там в одном крыле, выходящем на реку, окна заложены кирпичами, да и вырубили отнюдь не только бесформенные кусты, но и взрослые деревья.
— Знаете, чем все это кончится? Когда мы открывали Курсантскую набережную, горожане нас чуть не «съели»: ни одного дерева, что вы там наделали? За два года мы насадили там деревьев, в сентябре еще будем досаживать березы и ивы. Теперь нам говорят: «Хорошая набережная получилась». Сейчас и Александровскую доделаем, нас, конечно, покритикуют, а чуть попозже решат, что стало хорошо. Я ездил на строительство набережной у Соборной горки, хорошо там будет, поверьте.
— Во избежание таких жарких споров не собираетесь ли вы ввести в муниципалитете должность специалиста по озеленению?
— Мы это уже делаем. Начали восстанавливать службу озеленения, идут собеседования на должности ландшафтного дизайнера и таксатора (таксатор — инженер-лесоустроитель, выполняющий основные лесоинвентаризационные и обследовательские работы при лесоустройстве. — Ред.). Мы хотим взять в штат «Спецавтотранса» четырех человек со специальным образованием — по два на два района; они год поработают, посмотрим, как это пойдет.
— Может быть, есть смысл перед каждой большой стройкой обсуждать с горожанами судьбу деревьев, которые попадают в зону застройки?
— Мы учимся и меняемся, и проектанты меняются. Раньше они частенько проектировали, не пытаясь что-то сохранить, теперь задача — максимально оставить то, что здесь росло много лет. И этого мы теперь от них требуем. Вот пример. Московский проспект: там надо поставить здание управы. Возле здания торгового центра «Наутилус» есть лужайка, на ней два красивых дерева. Мне говорят: «Они растут около сетей, где ставим управу. Их надо спилить». Я говорю: «Нет. Давайте переставим здание управы». Приходят с новым проектом: вот, мы здание развернули, и деревья останутся.
Еще пример. Делали сквер на улице Ветеранов, на стадии разработки проекта посоветовались с жителями и учли их мнение: ничего не спилили, дорожки проложили, скамейки поставили. Все. Год назад, когда делали проект «Соловьиная роща», проектировщики сказали: там ивняк, заросли, не имеющие ценности. А жители сказали: вы что, там соловьи поют. Нам нужны дорожки и освещение. Такой проект и сделали. Сейчас при поддержке «Северстали» сделаем парк «Серпантин», а потом уже займемся «Соловьиной рощей». Невозможно сделать все сразу. У нас в этом году открыты скверы на Городецкой, на Годовикова, на Ветеранов, на Молодежной… Осталось во всех этих скверах высадить деревья этой осенью, причем большие, взрослые.
О городских улицах
— Прокомментируйте, пожалуйста, ситуацию с заменой труб «Газпром теплоэнерго» и разрытыми улицами — в прошлом году это был бульвар Доменщиков, в этом году улицы Ленина, Краснодонцев.
— В прошлом году подвел подрядчик: генподрядчик нанял субподрядную организацию, которая не справилась с поставленными задачами и все работы завалила. Самая главная проблема была в Зашекснинском районе, где ремонтировали магистральную сеть, которая снабжает теплом весь район. Вовремя работы не были завершены, из-за чего мы не смогли начать вовремя отопительный сезон в этом районе. В этом году по прямым договорам работают другие компании — одна из Иванова, другая из Череповца. Заметно профессиональнее и быстрее. И участки, где меняют трубы, не магистральные. Этой осенью отопительный сезон решили начать не как обычно, с одновременным подключением всего жилого фонда, а по желанию жителей многоквартирных домов (МКД). Только около 70% МКД дали заявки на подключение. Посмотрим, как пройдет такой эксперимент.
О работе группы «ШАГИ»
— Кстати, об экспериментах. В последние годы в формировании облика города активное участие принимает группа «ШАГИ». Молодые архитекторы помогают городским властями или мешают?
— Помогают, хотя, как и всегда, кому-то работа этой группы нравится, а кому-то нет. Да, она предлагает порой смелые решения, современные, но мы их адаптируем. Например, ребята предложили проект остановки на набережной — красивая, современная, из стекла. Но стоимость несколько миллионов. Отвечаю: когда будем богатыми, сделаем такую остановку, а пока установим обычный павильон. Группа «ШАГИ» молодцы, у них есть видение будущего нашего города.
— Деятельность группы «ШАГИ» интересна молодым череповчанам. Перед городскими властями по-прежнему стоит задача удержания молодежи в Череповце?
— Есть такая задача. Примерно 35% одиннадцатиклассников по окончании школы уезжают из Череповца на учебу в вуз. В основном в Петербург, следом идут Москва, Ярославль, Архангельск, Иваново, Тверь. То, что они едут за более качественным образованием, это неплохо, но беда в том, что из тех, кто уехал, возвращается только четверть. То есть если 600 человек уехало, 450 не вернулось.
Я на встречах с молодежью спрашиваю: почему уезжаете? Первая причина, которую они называют, — экология. Но никто не может четко сформулировать, в чем конкретно они видят проблему. Второе — нет досуга, некуда пойти. И третье — «серый скучный город». Поэтому серый город мы потихонечку превращаем в комфортный и интересный. И начинаем заниматься досугом. Тут и предприниматели молодцы — открывают интересные культурные пространства, например «PIVZAVOD», в следующем году планируем сделать проект молодежного театра за Шексной. Много в этом направлении помогает крупный бизнес — металлурги, химики.
О городских управах
— Вы довольны работой городских управ?
— На мой взгляд, они работают пока на четыре с минусом, то есть пока не доволен. Многим главам управ еще не хватает знаний, профессионализма, опыта. Вопросы, с которыми обращаются горожане, сотрудники многих управ пока не знают как решать. Как команда мэра живет городом, так и главы управ должны жить своим округом, знать свою территорию и жителей как свои пять пальцев. Нужно четко знать перспективы: когда и где тротуары будут ремонтировать, где трубы будут менять и так далее. Второе — желание и умение решать разные проблемы. Человек пришел в управу, а его завернули. Так нельзя! Управа — это то место, куда горожане должны идти со своими вопросами и проблемами. И проблемы должны по возможности оперативно решаться. Тогда люди не будут писать в мэрию, губернатору, в Следственный комитет, прокуратуру, президенту… Пока это так не работает.
Об итогах
— Вадим Евгеньевич, вы изменились за эти три года как мэр?
— Конечно. Больше узнал город, больше стал понимать, как и что нужно развивать, где есть слабые места. Очень помогают наши горожане, которые частенько подсказывают и советуют. Все-таки работа на крупном предприятии и в городе очень отличается.
— Чем вы особенно гордитесь за прошедшие три года?
— Тем, что изменилось отношение череповчан к городу. Люди стали все чаще говорить, что у нас город красивый становится. Череповец прибранный, помытый, выкошенный, новые автобусные павильоны, общественные туалеты, освещение, цветы, новые интересные общественные пространства — людям это очень нравится. Особенно это заметно тем, кто давно не был в Череповце, приезжают — вау! Но и те, кто постоянно живет в городе, замечают положительные изменения. Часто встречаюсь с людьми в трудовых коллективах, мне говорят «спасибо за город». Говорю, что не мне, а моей команде, мы вместе делаем наш город лучше.
Блиц
— Будете продолжать менять остановочные павильоны?
— В следующем году планируем заменить все, сейчас их изготавливают в «Водоканале» — делают по два комплекта в неделю.
— Пенсионеры жалуются на плохой остановочный павильон на пятом кладбище — ржавая будка без сиденья. Просят заменить каким-нибудь бэушным.
Германов звонит по телефону:
— Заменить остановку на пятом кладбище в течение двух недель и доложить.
— Какова судьба пустующего здания ТЦ «О’кей»?
— Его продают — сначала установили цену 800 млн рублей, потом снизили до 300 млн рублей. Здание очень сложно для чего-то приспособить из-за архитектурных особенностей.
— Что будет с программой «Народный бюджет — ТОС», не будет ли она трансформирована?
— Нет, программа пока останется.
— Почему при покупке новых трамваев отдаем предпочтение «Львятам», а не «Богатырям»?
— «Богатыри» менее чем на два метра длиннее «Львят», а стоят значительно дороже. И «Львята» выходят сегодня на линии не перегруженные пассажирами, так что делаем выбор в пользу этой модели.
Елена Бегляк