Новый мост через Шексну: от идеи до воплощения

Источник: Речь
Вспоминаем этапы строительства грандиозного инженерного сооружения, которое открывает новый этап в жизни Череповца
Новый мост через Шексну: от идеи до воплощения

Открывается новый мост. Газета следила за тем, как развивались события, и рассказывала обо всем читателям. Однако эта история берет свое начало более полувека назад. Вспомним, о чем писали «Речь» и ее предшественница, газета «Коммунист».

12 июля 1969 года. Газета «Коммунист» в статье «Завтра нашего города», посвященной утверждению нового, четвертого в истории Череповца генерального плана, пишет: «В основу транспортной системы города положено скоростное транспортное кольцо, охватывающее все городские районы и связывающее их с основными промышленными предприятиями. Две скоростных перемычки (продольная и поперечная) обеспечивают кратчайший подъезд к главным проходным предприятий… Для связи между городскими районами намечается строительство двух мостов через реку Шексну — один мост в створе улицы Сталеваров, другой в створе улицы Архангельской и двух дополнительных мостов через реку Ягорбу, первый из которых свяжет Московский проспект с улицей Белинского, второй разместится севернее поселка фанеро-мебельного комбината». Также по генплану к концу 1975 года на левом берегу Шексны предполагалось построить 350 тысяч квадратных метров жилья.

19 июня 2017 года. «О старте первого этапа строительства второго моста через реку Шексну в Череповце объявил губернатор Олег Кувшинников. По его словам, в этом году начнется выкуп земельных участков и подготовка территории для строительства подъездов к будущей переправе».

4 ноября 2017 года. «Вчера состоялось подписание исторического документа: в Череповце положено начало строительства второго моста через Шексну. Первая очередь строительства — подготовка подходов к мосту со стороны улицы Архангельской. Предполагается реконструкция 740 метров улицы от проспекта Победы до ул. Командарма Белова».

6 апреля 2018 года. «Череповцу выделено 100 миллионов рублей на строительство нового моста», — объявил губернатор Олег Кувшинников. Он добавил, что на его личном обращении к президенту страны по поводу софинансирования возведения мостового перехода через Шексну из федерального бюджета Владимир Путин поставил визу «поддержать»

11 июля 2018 года. «Стартует первый этап строительства подходов ко второму мосту через Шексну. Работы начнутся 16 июля. С этого числа и до 16 сентября движение транспорта по улице Архангельской будет ограничено, изменятся автобусные маршруты».

26 сентября 2018 года. «Запускают процедуру выкупа участков под строительство второго моста через Шексну и подходов к нему по обеим сторонам реки. Земли должны быть выкуплены у владельцев до сентября 2019 года. Средства для этого заложены в областном бюджете. Для того чтобы приступить к строительству подходов к будущему мосту, необходимо выкупить 40 объектов недвижимости. Со стороны Заягорбского района расположены 35 участков, здесь находятся 15 жилых домов и промбаза. Со стороны Зашекснинского — пять участков, которые представляют собой земли сельхозназначения».

25 марта 2019 года. «Контракт на строительство мостового перехода через реку Шексну в створе улицы Архангельской в Череповце был подписан 21 марта на градостроительном совете. Свои подписи под документом в присутствии губернатора Олега Кувшинникова и мэра Череповца Елены Авдеевой поставили глава Управления автомобильных дорог Вологодской области Игорь Корнилов и начальник строительного управления по Вологодской области АО «ВАД» Михаил Захаров.

— Это поистине историческое событие не только для Череповца, но и для всей области, — отметил Олег Кувшинников. — Новый мост станет крупнейшим инфраструктурным проектом в регионе за последние десятилетия».

16 апреля 2019 года. «Улицу Архангельскую продолжают готовить к строительству нового моста через Шексну. Инженерные коммуникации уже заменены, и теперь проезжую часть предстоит расширять до трех полос в обоих направлениях. Делать это будут за счет разделительного газона».

30 июля 2019 года. «Левый берег Шексны, где вскоре начнется строительство второго моста, меняется на глазах. Широкая желтая полоса будущей дороги протянулась от воды до дороги на Кабачино, пересекла ее и ушла глубоко в лес. Масштаб и скорость работ впечатляют».

21 августа 2019 года. «31 июля забили первую сваю вспомогательного моста через Шексну. Он нужен, чтобы двигать основные конструкции. Потом его разберут. Вчерашний день стал еще одной вехой в истории Череповца: забили первую сваю нового моста, который простоит долгие годы. Со стороны Зашекснинского района возводится насыпь на три полосы, готовится строительная площадка. Со стороны Заягорбского района идет снос строений. Береговая часть уже освобождена, поэтому возможна установка опор моста с первой по пятую. В этом году планируется устройство свайных оснований опор № 1–5 и 12–15, частично — опор № 6–11».

16 сентября 2019 года. «Второй мост через Шексну будет называться Архангельским — таковы итоги голосования. За вариант „Архангельский“ отдали свои голоса 26 598 человек. Затем идет „Зареченский“ с 18 413 голосами. Замыкает тройку вариант „Милютинский“, который предпочли 7809 череповчан. Далее идут „Южный“ (6344 голоса), „Шекснинский“ (5033 голоса), „Матуринский“ (4926), „Верещагинский“ (4005) и „Череповецкий“ (632). В общей сложности свое мнение выразили 73 760 череповчан».

12 декабря 2019 года. «Работы по строительству второго моста через Шексну и подходов к нему выполнены уже на десять процентов, а по вспомогательному — на все сто. Одновременно Череповец начинает готовить необходимую инфраструктуру в направлении Южного шоссе».

17 февраля 2020 года. «Первая, вторая и четвертая опоры уже практически забетонированы, идет бетонирование пятой. На шестой опоре забиты пробные сваи и идет подготовка к проведению статических испытаний. На седьмой и восьмой пилонных опорах с начала этого года идет устройство буронабивных свай. На десятой готовится рабочая площадка, чтобы приступить к забивке шпунта. На одиннадцатой — технологическая эстакада под сваебойную установку. На двенадцатой и тринадцатой опорах забиты сваи, идет подготовка к проведению статических испытаний. Четырнадцатая и пятнадцатая опоры забетонированы».

21 апреля 2020 года. «Несмотря на сложность экономической ситуации в стране и регионе из-за пандемии коронавируса, строительство второго моста через Шексну приостановлено не будет. Сейчас мост готов примерно на 20%. Основные силы направлены сейчас на возведение по обоим берегам Шексны стапельных площадок для сборки и надвижки пролетных строений, завершается обустройство опор. Последние сваи будут забиты к концу мая — середине июня. Это значит, что жителям окрестных домов перестанут мешать звуки сваебойных машин. Так, осталось подготовить свайное поле на девятой опоре и забить еще несколько свай на десятой. Активно сооружаются стапели. Это специально оборудованные подмостки для многократной сборки пролетных строений или секций моста и последующего перемещения их в проектное положение».

29 мая 2020 года. «Мост построен более чем наполовину, а общую готовность транспортного кольца оценили в 30%. На карантин строители моста и подъездных дорог не останавливались (меры безопасности в связи с пандемией соблюдаются строго), что позволило сохранить темп строительства. «Если бы мы этого не сделали, это отбросило бы мостостроителей, строителей на год-полтора, — заявил губернатор Вологодской области Олег Кувшинников. — График не сорвем. На строительство моста выделено 4 млрд 800 млн рублей. Из них 2 млрд 800 млн — федеральные средства и 2 млрд — средства областного бюджета. На встрече с министром транспорта принято решение о выделении из федерального бюджета дополнительных 4 млрд 900 млн в этом году на строительство моста. Пока эти средства не поступили. Мы закрываем этот объем средствами областного бюджета».

13 июля 2020 года. «Идет монтаж и надвижка пролетных строений второго моста через Шексну. В Череповец доставили одну из самых тяжелых балок, весом 46 тонн, которая будет располагаться на шестой опоре. При этом работать приходится с ювелирной точностью. На сегодняшний день погружены все сваи, полностью готовы восемь из пятнадцати опор моста. На одном из пилонов ведется срубка оголовков свай, на другом идет разработка котлована. Сборка металлоконструкций осуществляется с обоих берегов. С правого берега пролетные строения будут надвигаться от четвертой опоры к седьмой, с левого берега — от пятнадцатой опоры к восьмой».

25 февраля 2022 года. «Новый мост сомкнулся: половинки «поженили» в красивую дату, 22 февраля. Губернатор Вологодской области Олег Кувшинников поздравил мостостроителей и череповчан с тем, что две половины переправы наконец соединились, и сообщил, что город начинает готовиться к торжественной церемонии ее открытия:

— Сегодня исторический день. Мы смогли перейти с одного берега на другой по мостовому сооружению».

21 марта 2022 года. «С пилонов сняты технологические укрытия, начат монтаж внешнего перильного ограждения переправы, активно идут земляные работы на будущей смотровой площадке перед въездом на мост со стороны Заягорбского района. Центральное место там займет композиция в виде уменьшенной копии Архангельского моста протяженностью 40 метров и шириной 3 метра с шестиметровыми пилонами».

27 апреля 2022 года. «На переправе устанавливают подсветку и смыкают русловой пролет».

12 мая 2022 года. «Мост готов почти на 90%. На объекте состоялось выездное совещание с участием руководства региона и представителей подрядных организаций. Гендиректор компании «Мостострой-11» Николай Руссу отметил, что вантовые мосты строить сложнее и дороже обычных балочных, однако именно такие сооружения способны притягивать к себе внимание. Решение строить в Череповце вантовый мост было верным.

— На сегодняшний день все основные работы на объекте выполнены, натянуты 72 ванты, сделано 85% гидроизоляции под асфальт, мост покрашен на 75%, — сообщил он. — Осталось установить два деформационных шва, это будет сделано буквально на днях. Также надо демонтировать временные сооружения, эта работа должна завершиться в июне — начале июля. Готовность объекта к сдаче не вызывает никаких сомнений».

13 июля 2022 года. «15 июля подрядчик завершает монтажные работы на объекте, который в официальных документах именуется мостовым переходом через реку Шексну в створе улицы Архангельской в Череповце. Завершает на три года раньше заявленного изначально срока. С 20 августа 2019 года, когда рабочие забили первую сваю в основание будущей самой длинной в Вологодской области переправы, прошло меньше трех лет».

27 июля 2022 года. «Нагрузочные испытания Архангельского моста прошли без лишней помпы, по-деловому. 15 грузовиков с песком, каждый весом 30 тонн, проехали от одного берега до другого в обоих направлениях, останавливаясь в нужных местах, чтобы с помощью специального оборудования можно было зафиксировать прогибы конструкции и испытываемое ею напряжение».

Илья Драницин

Михаил Ананьин, советник генерального директора АО «ЧФМК». С 2011 по 2019 год занимал должность заместителя мэра Череповца по социально-экономическим вопросам

— В 2011 году, когда создавалась стратегия развития Череповца до 2022 года, в администрации города работала очень интересная команда во главе с тогда еще мэром, а сейчас губернатором Вологодской области Олегом Кувшинниковым. Большое участие в подготовке к строительству моста принимал и первый заместитель мэра, а сейчас губернатор Новосибирской области Андрей Травников. Мы обсуждали решения, которые были заложены еще в 60-е годы. Тогдашний главный архитектор Александр Авсейков говорил: «Смотрите, какая сильная была школа! Развитие территории на 50 лет вперед планировала!» Действительно, еще в те годы была заложена идея не только строительства второго моста, но и закольцовки транспортных маршрутов. Уже тогда специалисты понимали, что необходимо выводить транзитный транспорт из центра города и развивать Зашекснинский район. Рассматривалось несколько вариантов конструкции моста: вантовый, надвижной и арочный. Александр Авсейков убедил всех, что вантовый мост будет самым красивым, легким и функциональным. Денег ни в городском, ни в областном бюджете для такой грандиозной стройки не хватало, однако Олег Кувшинников настойчиво понуждал нас двигаться в этом направлении. В итоге было подготовлено серьезное технико-экономическое обоснование для получения федерального софинансирования. Решено было начать стройку за счет собственных средств области, чтобы на уровне федерации видели, что мы настроены решительно и пути назад нет. Также сыграло роль личное участие в проекте президента Владимира Путина. Когда в 2014 году он приезжал в Череповец, с ним обсуждался вопрос строительства моста. Президент изучил вопрос и дал свою визу. Приближение начала строительства уже было не остановить.

 Дарина Лизункова, директор по качеству компании АО «Трест Коксохиммонтаж»

— Как и для города и для региона, для нас строительство Архангельского моста имеет очень большое значение. На предприятиях «Коксохиммонтажа» в Череповце работает около 700 сотрудников, а в пик строек их количество может доходить до двух тысяч. Конечно, многие из них живут по ту сторону реки Шексны. Для всех них появление нового моста станет удачным подспорьем, чтобы ездить на работу и домой. Безусловно, это новый этап в развитии Череповца. Благодаря работе в компании мне удалось побывать в самых разных уголках России от Балтики до Дальнего Востока. Редко в каком городе можно встретить два вантовых моста сразу. К слову, по своей конструкции Архангельский мост очень похож на Русский мост во Вла-дивостоке, по которому я не раз ездила. Индустриальный пейзаж Череповца и Вологодской области с каждым годом видится все более смелым. Открытие Архангельского моста подтверждает, что регион развивается. Уверена, что вскоре рядом с мостом появятся удобные, комфортные и вписывающиеся в городской пейзаж высотки, дома отдыха, спортивные центры и жить в Череповце станет еще комфортнее. 14 августа в России будут отмечать День строителя. Одна из главных его традиций — сдать объект перед праздником. Как видим, строители Архангельского моста тоже ее придерживаются. Поздравляю их с завершением этого эпохального проекта, с тем, что справились они на три года раньше срока. Всех строителей, ветеранов стройки поздравляю с этим теплым для сердца праздником — Днем строителя! Желаю им здоровья, бодрости и энтузиазма, без которого в нашем деле никуда. Желаю верить в свои силы, предлагать новые решения и отстаивать их. Когда-то и Архангельский мост был только проектом, но силами тысяч людей он стал реальностью.

Назад к выпуску
ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
Все
Все новости
Новости: Вологодская область
Новости: Череповец
Новости: Вологда
Новости: Великий Устюг
Опрос

ОПРОС

← 1 / 19 →

Что для вас осень?

11.49%
10.02%
25.45%
10.18%
12.48%
5.42%
16.42%
8.54%
Опрос завершен
Анонимно или
Войти
Предложите новость

ПРЕДЛОЖИТЬ НОВОСТЬ

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваши видео и фото.

Предложить новость
(8172) 280-003
Вологда
(8202) 57-11-11
Череповец
Цитата

ЦИТАТА

← 1 / 3 →
Олег Кувшинников
губернатор Вологодской области
Олег Кувшинников

"С момента отправки и до момента закрепления в воинской части мобилизованным вологжанам не всегда удается оперативно связаться со своими родственниками. И вполне понятно, что родные тревожатся за своих сыновей, братьев и мужей, которые были направлены на службу.

По прибытии мобилизованным сообщают номер воинской части для отправки писем и посылок из дома. Разрешается пользоваться простым кнопочным телефоном без дополнительных функций. Информацию о нахождении мобилизованного можно получить по телефонам:

☎ 8 (8172) 72-10-13, 72-11-62 - горячая линия областного военкомата;

☎ 8 (495) 498-43-54 - колл-центр Минобороны.

На дополнительные вопросы, связанные с частичной мобилизацией, также готовы ответить операторы областной горячей линии 122. Кроме того, мы запустили круглосуточный бесплатный телефон службы психологической поддержки 8-800-201-88-68, специалисты которой помогут семьям преодолеть тревожность и справиться с психологической нагрузкой"

28 Сентября 2022
Топ-5 новостей

ТОП-5 НОВОСТЕЙ

ПСО «Ты не один»

35 Медиа
смотреть
30 сентября, пятница
22:06:40
Коронавирус
Коронавирус
209746 (+446) чел
Курсы валют
USD 57.41
EUR 55.41