А у вас молоко убежало
Череповчане в соцсетях бьют тревогу: на полках магазинов невозможно найти свежих сливок и некоторых марок молочных коктейлей для детей. «Речь» проверила: да, сливки нужно искать днем с огнем, а коктейли исчезли вовсе. И всему виной дефицит упаковки.
В середине июня «Речь» уже писала о том, что из-за западных санкций иностранные поставщики пищевой упаковки, в том числе для молочных продуктов, перестали работать в России, и отечественным производителям молока пришлось выходить из положения кто как может.
В результате упаковка стала намного скромнее в плане дизайна, но многие готовы были это терпеть: в конце концов, главное — это не упаковка, а содержание. Однако оказалось, что указанные проблемы вполне могут повлиять на ассортимент выпускаемой продукции. В частности, нелегким делом стало приобретение свежих сливок. И эксперимент «Речи» дефицит этого продукта в розничной продаже подтверждает.
Так, сливки вологодских производителей не удалось обнаружить ни в одном из трех обследованных магазинов сети «Пятерочка» и в обоих изученных магазинах «Дикси». Зато удача улыбнулась в двух из трех «Магнитов»: там имелись 10-процентные сливки из Великого Устюга. Также они нашлись в одном из двух посещенных магазинов «Северный градус», а в «Макси», помимо них, нашлась 15-процентная продукция из Вологды и Шексны.
С несетевой розницей ситуация похожая. В обоих проверенных местных магазинах свежих сливок не было вовсе. Зато сразу два вида, 10 и 15%, нашлись в молочном отделе ТЦ «Ка-
равай». На колхозном рынке из четырех молочных торговых точек сливки продавались лишь в одной. Зато сразу на двух прилавках обнаружилось молоко (из поселка Сазоново) в полулитровой упаковке, которого мы не нашли больше нигде — это еще один дефицит нашего времени.
Итог таков: из 18 торговых точек сливки были в продаже только в шести. При этом нужно учесть, что проверка проводилась в разгар рабочего дня, и к вечернему часу пик полки изрядно поредеют. Ну и цены «хороши»: сливки за несколько месяцев подорожали почти вдвое и стоят теперь от 70 до 115 рублей, и не за пол-литра, а за 450 граммов.
На жалобы покупателей в департаменте сельского хозяйства Вологодской области ответили, что выпуск сливок вологодскими производителями не остановлен. Вместе с тем имеются определенные проблемы с картонной упаковкой по 250 и 500 граммов — из-за ухода с рынка зарубежных поставщиков. И пока молочники искали замену, спрос на этот продукт упал и прилавки заполняют сливки длительного хранения. Хотя большой вопрос, не перепутана ли в этих рассуждениях причина и следствие. Не потому ли покупатели вынуждены приобретать долго хранящийся продукт, что нет в наличии свежего?
А еще соцсети заполнены жалобами на исчезновение из продажи детских молочных коктейлей. В частности, речь идет о продуктах «Бодрость» и «Вологоша». Как пишут обеспокоенные родители, ничего другого из «молочки» их дети пить не желают.
В ответ на это производитель — Вологодский молочный комбинат — сделал официальное заявление на своем сайте, и оно неутешительное: «Производители картонного упаковочного материала не справляются с заказами на упаковку типа Пюр-Пак по причине нехватки сырья. В настоящее время мы не имеем складского запаса упаковки для молочного коктейля „Вологоша“. При поступлении упаковки будет возобновлен выпуск данного продукта».
Добавим, что упаковка молочных продуктов сегодня изменилась практически вся. «Тетрапаки» из белых стали серыми, а в ряде случаев с упаковки вовсе исчез рисунок, как, например, на молоке Череповецкого молкомбината. Кефир в Череповце выпускается в мягких полиэтиленовых пакетах, равно как молоко учебно-опытного завода ВГМХА. А кисломолочные продукты под маркой «Вологжанка» упаковываются в пластиковые стаканчики.
Андрей Савин