Как решить школьную задачу

Источник: Речь
О том, как побороть бюрократию, старение и феминизацию педагогов в школах
Как решить школьную задачу

Только цифры. В России школьным учителям приходится заполнять минимум 49 видов документов и отчетов. Более 650 тысяч преподавателей трудятся на пенсии. Доля женщин среди учителей — 88%. Удастся ли в обозримом будущем решить эти и другие проблемы?

Долой бюрократию

Специалисты насчитали минимум 49 видов документов и отчетов, которые сейчас должны заполнять учителя в российских школах. На высокую «бумажную» нагрузку жалуются 67% опрошенных педагогов. При этом наша система образования называется одной из самых забюрократизированных в мире: из 46 рабочих часов в неделю более 15 часов учитель тратит на заполнение планов и отчетов, а также на подготовку к урокам.

По мнению президента Владимира Путина, вести бумажную работу должна администрация школ, а не педработники. Снизить бюрократическую нагрузку на учителей он требовал дважды, причем в первый раз — еще в 2015 году. И только после нового «окрика», в 2021-м, дело сдвинулось с мертвой точки.

На днях президент подписал закон, который нацелен на снятие излишней нагрузки с учителей. Минпросвещения должно установить перечень документов, которыми будут заниматься учителя в школах. И требовать с педагогов подготовку того, чего нет в перечне, запрещено.

Что ж, в начале июля министерство опубликовало проект приказа с вышеуказанным перечнем, и не без скандала. Оказалось, учителям предложили 11 обязательных к заполнению документов, включая, например, протоколы родительских собраний, личные дела и характеристики учеников, социальный паспорт класса… Педагогическое сообщество было возмущено, ведь оказалось, что в список попали документы, которые раньше вообще не нужно было заполнять.

В итоге министерство было вынуждено подготовить вторую версию приказа. Теперь только два пункта перечня касаются всех учителей. Они должны составлять рабочую программу и вести классный журнал. Если учитель ведет внеурочную деятельность, он должен заполнять ее рабочую программу и журнал. А по запросу педагог должен подготовить план воспитательной работы и характеристику на ученика.

Приказ должен вступить в силу 1 сентября 2022 года.

Старение педагогов

Но бюрократия не единственная проблема современной школы. Есть дефицит учителей: математики, физики, русского и иностранных языков, особенно в регионах. При этом 652 тысячи преподавателей уже достигли пенсионного возраста, а многие выпускники педагогических вузов не идут в профессию или не соответствуют требованиям работодателей.

Ежегодно стране требуется около 63 тысяч педагогов. По данным на 2020 год, педагогические вузы окончили 89 тысяч студентов, а колледжи — 38 тысяч. По идее, молодых учителей с избытком хватает, чтобы заполнить вакансии и, выражаясь казенным языком, «обеспечить возрастную ротацию педагогических кадров». Но этого не происходит.

Дело в том, что идут работать по специальности от силы 20% выпускников профильных вузов. И если в крупных городах ситуация с кадрами более-менее стабильная, то в глубинке кадровый дефицит очень серьезен.

Исправить положение призвана новая концепция подготовки педагогических кадров до 2030 года. Ее главная идея — ввести единую систему обучения преподавателей. Также предлагается упростить трудоустройство выпускников. Напомним, сегодня каждый профильный вуз сам разрабатывает образовательные программы, и в результате уровень знаний выпускников отличается и часто не устраивает работодателей и родителей.

Чтобы все выпускники трудились по специальности, планируют увеличить число студентов-«целевиков».

Концепция усиливает практическую подготовку. Не меньше половины времени учебы в вузе студенты-педагоги посвятят изучению предмета, которому планируют учить детей.

Обязательными для будущих преподавателей станут такие дисциплины, как «Работа с родителями», «Классное руководство», «Инклюзия», «Русский язык и культура речи».

Также речь идет о педагогических классах, когда школьники могут соприкоснуться с профессией и понять, лежит ли к ней душа.

Почему в школе мало мужчин

Еще один вопрос, быть может, не такой проблемный, как предыдущие, однако тоже затрагивает тему дисбаланса в современном образовании. Вопрос этот гендерный.

По данным Росстата, сегодня в российских школах доля женщин-учителей достигает 88%. Для сравнения, в профессорско-преподавательском составе вузов только 58% — женщины.

Проблема, конечно, не нова: еще с советских времен при упоминании мужчин — школьных преподавателей многим приходят на ум только физрук и трудовик. Про мужчин в начальной школе и речи не идет.

Причин тому выделяют несколько. Первая — это плоды индустриализации. В промышленных городах на предприятиях рабочие места в основном предоставляли мужчинам, а женщин оттесняли в сферу обслуживания, в том числе образования.

Вторая причина, вытекающая из первой, — низкие зарплаты в школе.

Третья причина, вытекающая из первых двух, — социальные стереотипы. Мужчина у нас представляется добытчиком, а значит, ему нужна высокооплачиваемая профессия. Работает и традиционная система ценностей, когда роль женщины как матери, занятой воспитанием детей, преобразовывается в «естественную» для нее профессию.

Как пишет «Учительская газета», помочь привлечь мужчин в школы могли бы, разумеется, высокие зарплаты. Но проблема низкой оплаты труда, особенно в глубинке, сегодня не решена и без всякой гендерной привязки. Ведь даже повышение МРОТ практически не отразилось на доходах педагогов. А новую систему оплаты труда учителей (единую опять же для всей страны и связанную с квалификацией педагогов)обещают представить лишь к сентябрю 2023 года.

Андрей Савин

Назад к выпуску
ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
Все
Все новости
Новости: Вологодская область
Новости: Череповец
Новости: Вологда
Новости: Великий Устюг
Опрос

ОПРОС

← 1 / 19 →

Что для вас осень?

10.77%
7.69%
27.08%
10.46%
13.23%
5.23%
17.54%
8.00%
Опрос завершен
Анонимно или
Войти
Предложите новость

ПРЕДЛОЖИТЬ НОВОСТЬ

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваши видео и фото.

Предложить новость
(8172) 280-003
Вологда
(8202) 57-11-11
Череповец
Цитата

ЦИТАТА

← 1 / 3 →
Лариса Каманина
заместитель губернатора Вологодской области
Лариса Каманина

"Вологодская область получит около 80 миллионов рублей на помощь жителям региона в форме социального контракта.

Председатель Правительства Михаил Мишустин подписал соответствующее постановление.

Вологодчина реализует данную практику уже на протяжении девяти лет.

За весь период реализации проекта в регионе заключено более 29 тысяч социальных контрактов, с начала этого года – 1354.

Социальный контракт – это специальный договор, который заключается между органами соцзащиты и малоимущей семьёй (или малоимущим гражданином). Благодаря соцконтракту можно пройти переобучение и повысить квалификацию, чтобы затем найти новую работу, открыть своё дело, получить средства на развитие личного подсобного хозяйства. Но в отличие от выплаты пособий здесь действует принципиально другой механизм - не просто дать нуждающимся денег, а помочь преодолеть сложную жизненную ситуацию.

Правительством России с 1 июля увеличены размеры социального пособия, выдаваемого на основании социального контракта.

До 350 тысяч рублей могут получить вологжане на развитие предпринимательской деятельности и до 200 тысяч - на ведение личного подсобного хозяйства".

19 Сентября 2022
Топ-5 новостей

ТОП-5 НОВОСТЕЙ

ПСО «Ты не один»

35 Медиа
смотреть
26 сентября, понедельник
18:46:14
Коронавирус
Коронавирус
207948 (+461) чел
Курсы валют
USD 58.10
EUR 56.48