«Ремарка я прочла в третьем классе»

Источник: Речь
Сегодня наш гость — Марина Смирнова, зав. информационным отделом Череповецкого музейного объединения
«Ремарка я прочла  в третьем классе»

«Я росла в 90-е, родители много работали, я часто бывала у бабушки и дедушки. Помню, книги, час чтения, особая тишина: читали все», — вспоминает Марина Смирнова. Сегодня наш разговор о книгах, их влиянии на взрослых и детей.

— Марина, подруга рассказывала, что в детстве ее заставляла читать бабушка: не ляжешь спать, пока не прочтешь пять страниц. В итоге она пошла в школу и ненавидела читать. А как вы научились читать? Вас заставляли или поощряли природное любопытство?

— Никто меня не заставлял. Читать научилась рано, лет в пять, но почему и как это произошло, я уже не помню. Главное, что с тех пор чтение — любимое занятие, от которого я получаю настоящее удовольствие.

— Возможно, домашняя библиотека сыграла эту важную роль. В доме были книги?

— Были, и много. Большая домашняя библиотека была у родителей и не меньшая у бабушки с дедушкой. Я росла в 90-е, родители много работали, и я часто ходила к бабушке и дедушке. Вероятно, именно там произошло приобщение к чтению. Хорошо помню, как после чая наступало время чтения. Бабушка брала в руки какой-нибудь роман, дедушка — детектив. Мне позволяли брать любую книгу с полки. Наступала тишина. Слышно было только, как тикают настенные часы.

— Марина, что значит любую книгу. И взрослую тоже?

— Ремарка я прочла в начальной школе, и эти книги, конечно, невозможно понять и оценить в таком возрасте. Эрих Мария Ремарк писал о войне и ее жестокости, о поломанных судьбах, о людях, о хрупкости человеческой жизни и мира. О солдатах и эмигрантах, о силе любви и надежды, о потерях, которые неизменно несет с собой война, и о том, что никто и ничто у человека не отберет. Знаю, что писатель был призван в армию, участвовал в Первой мировой войне, получил ранение. Поэтому он знал, о чем писал.

— Получается, вы прочли Ремарка примерно в третьем классе, что-нибудь поняли?

— Конечно, нет. Ничего я тогда не поняла. Зато не так давно я на одном дыхании прочла «Ночь в Лиссабоне» (16+) Ремарка. Книга погружает в атмосферу того времени, когда весь мир стоял на пороге общечеловеческой трагедии. Сюжет описывает события одной ночи, в которую уместилась целая жизнь: герой, после смерти жены потерявший смысл жизни, просит незнакомца выслушать его историю в обмен на билеты в Америку. Очень трогательная книга, которая говорит читателю о том, что иногда самым сокровенным легче поделиться с чужим человеком. Что порой только любовь помогает противостоять ужасам, несправедливости и жестокости войны. И что спасение становится ненужным, когда не для кого жить. Осознать важность этих мыслей можно только будучи взрослым, поэтому и читать книгу нужно в определенном возрасте, когда уже есть какой-то жизненный опыт.

— Наверное, у каждой книги свой возраст.

— Да, это так. Например, я так же рано прочла «Последний из могикан» (16 +) Фенимора Купера. Он мне показался жестоким и произвел настолько сильное впечатление, что я, скорее всего, никогда его больше и не прочитаю.

— Марина, правильно ли я понимаю, что вы отбираете книги для своей дочери Таисии, которой восемь лет, она перешла во второй класс? То есть она читает не все подряд.

— Да, правильно. У нас довольно большая домашняя библиотека, и детских книг в ней больше, чем взрослых. На нижние полки я кладу (нечаянно) книги, которые, с точки зрения нас, меня и мужа, будут Таисии интересны и полезны. Как правило, она читает их с удовольствием. Или мы читаем их вместе перед сном.

— Какие?

— Да какие угодно. Чаще классика — отечественная и зарубежная. Читали русские народные сказки: «По щучьему велению» (0+), «Гуси-лебеди» (0+), «Сивка-Бурка» (0+). И сказки Бажова — «Серебряное копытце» (0+), «Каменный цветок» (0+). «Снежную королеву» (6+) и «Русалочку» (0+) Андерсена, «Щелкунчик и Мышиный король» (0+) Гофмана, «Малыш и Карлсон» (0+) Астрид Линдгрен. Перечислять можно долго. Летом постараемся прочитать все, что задано по школьному списку, а он немаленький.

— Марина, наверное, сказка сказке рознь. Их тоже нужно отбирать.

— Да, соглашусь. Допустим, «Аленький цветочек» (0+) Сергея Аксакова и «Красавица и чудовище» (0+) Шарля Перро схожи по сюжету. Про одно и то же. Но русская сказка добрая и нежная, а вот французская местами мрачноватая. Не так давно я купила книгу «Мальчик с пальчик» (0+) Шарля Перро, начала читать и захлопнула. Сказка, но страшная. В стране царят нищета и голод. Лесорубу и его жене нечем кормить своих семерых сыновей. Одним вечером, пока дети спят, родители решают завести их в лес и оставить там… Не знаю, как бы я смогла объяснить это ребенку.

— Мало прочесть, нужно еще ведь уметь пересказать. А дети иногда хитрят. Прочитал? Прочитал. А на самом деле нет.

— Это верно, как-то раз муж занимался с Таисией и племянниками чтением. Развел всех по разным комнатам, чтобы не отвлекали друг друга. Дал задание прочитать и потом пересказать. Тот, кто честно прочел, рассказывал близко к тексту, а вот тот, кто лукавил, пересказывал, фантазируя так, что любой детский писатель позавидует. Умора.

— Удалось ли вам сохранить книгу из детства (если не физически, то воспоминания), которая во все века будет детям интересной?

— Мама с папой в свое время отдали практически все книги в местную библиотеку, но в памяти яркие страницы остались. До сих пор помню иллюстрации «Праздника непослушания» (0+) Сергея Михалкова. Сейчас я собираю свою библиотеку. Одна из детских книг, которая очень нравится и мне, и Тае, — «Детство» (0+) Ивана Сурикова. Целая книга только для одного стихотворения со знакомыми всем строчками: «Вот моя деревня: /Вот мой дом родной; / Вот качусь я в санках / По горе крутой». С шикарными иллюстрациями, что лично для меня очень важно — я уверена, что это воспитывает эстетический вкус и вообще помогает ребенку читать, эмоционально воспринимать текст.

— Наверняка в любимых книгах Таисии ходят и детские модные, которые не всегда вами воспринимаются на ура, поскольку могут быть даже вредными?

— Вредными вряд ли, но модные и популярные среди нынешних детей и подростков есть. К примеру, «Приключения медвежонка Паддингтона» (0+) Майкла Бонда. Добрые рассказы, своеобразный английский юмор. Еще недавно Тая попросила почитать про Гарри Поттера. Эти книги точно не причинят ребенку вреда.

— В мире столько соблазнов для современных детей. Жизнь — сплошной мультфильм, клип или яркое шоу. А чтение — серые будни на этом фоне. Ваша дочь Таисия любит комиксы?

— Есть такое. Как раз сейчас она читает комиксы «Гравити Фолз» (12+). Я думаю, такое чтение тоже имеет место быть. У меня в детстве тоже был любимый комикс про медвежонка «Бамси» (0+), его друзей и их приключения. Это развлечение и легкое чтение, пусть будет, но не заменяет классическую литературу.

— Согласны ли вы с утверждением: в читающей семье — читающие дети?

— Согласна. В доме должны быть и жить книги. Если ребенок видит родителей читающими, он, скорее всего, будет воспринимать книги и чтение как ценность.

— Как научить ребенка мыслить, рассуждать, обосновывать свою позицию или взгляды? Это должна сделать семья или школа?

— И то, и другое, и третье. Все способы хороши, кроме насилия. Ради достижения результата ребенок может втянуться в игру. Допустим, задан на лето школьный список литературы, большой, а ребенку летом не всегда хочется сидеть за книгой, вместо того чтобы побегать на улице. Если просто сказать, иди читай, так надо, то книга может восприниматься как наказание. Думаю, более действенным способом будет выслушать ребенка, что он прочитал, что понял, какую главную мысль выделил из текста. Если вы потратите на него время, проявите интерес к прочитанному, ребенок раскроется. Научится доверять себе, окружающим, быть более уверенным в том, что он понял, что прочел. А взрослому будет интересно мнение ребенка — оно позволяет понять ребенка как личность.

— Должна ли книга воспитывать или довольно того, что она источник информации?

— Должна. Именно книга учит ребенка отделять главное от второстепенного, понимать, что такое хорошо и что такое плохо. Учит размышлять, рассуждать, критически относиться к окружающему, формировать свою точку зрения, не быть ведомым. А значит, быть под большей защитой. Это особенно важно сейчас, когда информации в мире так много, что легко запутаться.

— Марина, для вас какая книга ближе, электронная или бумажная?

— Бумажная. Мне нравится запах книг, нравится перелистывать страницы, возвращаться к прочитанному, делать закладки. Ставить книгу на полку, а потом снова открыть ее на нужной странице. Это как умный собеседник, общение с которым доставляет удовольствие. Электронная книга — это просто удобно.

— Марина, можно ли через чтение книг приучить людей к посещению музеев? Когда прийти в музей является потребностью?

— Скорее, да. Литература, музеи, театры — это все воспитывает человека. И в этой большой и важной миссии одно другому только помогает. Например, о Василии Верещагине я узнала в музее и из книг.

Личность Василия Васильевича — выдающаяся! Это человек мирового масштаба, без преувеличения. Он «всесветно известный художник», баталист и пацифист, литератор, путешественник, философ и настоящий бунтарь.

Всю жизнь ненавидел войну, потому что знал ее истинное лицо. Боевое крещение он получил в Самарканде, защищая крепость от войск бухарского эмира. Верещагин проявил героизм и смелость, удивительные для художника, ранее не видевшего настоящую войну, и был награжден Георгиевским крестом. Это была единственная награда, которую ценил художник.

Очень интересно о художнике написал Аркадий Кудря в книге «Верещагин» (16+) из серии ЖЗЛ («Жизнь замечательных людей»). Читаешь как захватывающий роман! После прочтения нельзя не захотеть сходить в музей на экскурсию и узнать о Верещагине еще больше.

— А из классики что любимое?

— «Война и мир» (12+) Льва Николаевича Толстого. Я пять раз перечитывала этот роман. Первый раз в школе — по школьной программе, оторваться не могла. Перечитываешь и каждый раз по-другому смотришь на героев романа, оценивая или анализируя их поступки.

Татьяна Ковачева

Назад к выпуску
ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
Все
Все новости
Новости: Вологодская область
Новости: Череповец
Новости: Вологда
Новости: Великий Устюг
Опрос

ОПРОС

← 1 / 19 →

Что для вас осень?

10.77%
7.69%
27.08%
10.46%
13.23%
5.23%
17.54%
8.00%
Опрос завершен
Анонимно или
Войти
Предложите новость

ПРЕДЛОЖИТЬ НОВОСТЬ

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваши видео и фото.

Предложить новость
(8172) 280-003
Вологда
(8202) 57-11-11
Череповец
Цитата

ЦИТАТА

← 1 / 3 →
Лариса Каманина
заместитель губернатора Вологодской области
Лариса Каманина

"Вологодская область получит около 80 миллионов рублей на помощь жителям региона в форме социального контракта.

Председатель Правительства Михаил Мишустин подписал соответствующее постановление.

Вологодчина реализует данную практику уже на протяжении девяти лет.

За весь период реализации проекта в регионе заключено более 29 тысяч социальных контрактов, с начала этого года – 1354.

Социальный контракт – это специальный договор, который заключается между органами соцзащиты и малоимущей семьёй (или малоимущим гражданином). Благодаря соцконтракту можно пройти переобучение и повысить квалификацию, чтобы затем найти новую работу, открыть своё дело, получить средства на развитие личного подсобного хозяйства. Но в отличие от выплаты пособий здесь действует принципиально другой механизм - не просто дать нуждающимся денег, а помочь преодолеть сложную жизненную ситуацию.

Правительством России с 1 июля увеличены размеры социального пособия, выдаваемого на основании социального контракта.

До 350 тысяч рублей могут получить вологжане на развитие предпринимательской деятельности и до 200 тысяч - на ведение личного подсобного хозяйства".

19 Сентября 2022
Топ-5 новостей

ТОП-5 НОВОСТЕЙ

ПСО «Ты не один»

35 Медиа
смотреть
26 сентября, понедельник
19:00:43
Коронавирус
Коронавирус
207948 (+461) чел
Курсы валют
USD 58.10
EUR 56.48