Стали делать кузова для карьерных самосвалов
«Северсталь» начала изготавливать кузова для карьерных самосвалов марки Caterpillar, работающих на горно-обогатительном комбинате «Карельский окатыш». Покупать за рубежом их больше не придется. При этом свои кузова и легче, и дешевле.
Изготовление своими силами кузовов для большегрузных самосвалов, которым за раз приходится перевозить сотни тонн железной руды, — еще один пример импортозамещения в компании «Северсталь». Заказ на первый экспериментальный кузов сотрудники машиностроительного центра «ССМ-Тяжмаш» получили в прошлом году. Сейчас делают уже восьмой.
— Применены новые, более прочные марки стали собственной разработки. Кузов стал более легким, усиленным. В работе находятся 15 комплектов. Гарантийный срок службы — один год, но мы рассчитываем, что кузова проходят полтора-два года, — рассказал главный специалист по технологии и качеству котельно-монтажного цеха машиностроительного центра «ССМ-Тяжмаш» Денис Костров.
Caterpillar — фирма американская. Чтобы начать сборку кузовов своими силами, оригинальные чертежи пришлось переработать.
— Мы столкнулись со множеством вопросов. Однако конструкторскому отделу все их удалось решить, — отмечает мастер по технологии и качеству сборо-сварочного участка «ССМ-Тяжмаш» Владислав Корельский. — Самый важный — рама, с которой начинается сборка кузова. Сам узел весил десять тонн, размеры — три с половиной на десять метров, что затрудняло его перевозку в другие цеха и требовало большого количества мехобработки. Мы сделали стапель, который повторяет чертежные размеры рамы. После испытаний получили хорошие результаты, а количество изготавливаемых кузовов увеличилось до трех штук в месяц.
По словам Владислава Корельского, сначала на стапеле варят раму, проверяют ее размеры, затем собирают левый и правый борт. Следующий этап — контрольная сборка, на которую уходит четыре-пять смен. После этого кузов можно сдавать заказчику и красить.
К потребителю кузов отправляется частями. Сначала центральная часть, потом борта. На месте его снова собирают в единое целое.
«Карельский окатыш» оснащает большегрузные самосвалы так называемыми одноразовым кузовами, чтобы снизить расходы при перевозке горной массы. Эксперимент по снижению массы кузовов на комбинате начался несколько лет назад. Кузова сделали легче за счет уменьшения толщины бортов и изменения формы.
Облегчение кузова в сочетании с увеличенной грузоподъемностью обеспечивает снижение расхода топлива при минимальном техническом обслуживании. То есть ремонтировать такие кузова не будут: по истечении срока эксплуатации они подлежат утилизации на площадке металлолома в Череповце.
Илья Драницин