«Голоса» открылись балетом
Три легендарных балетных спектакля увидели за один вечер череповецкие зрители. Театр Наталии Сац открыл в Череповце Междуна-родный театральный фестиваль «Голоса истории», который продлится в городе до 16 июня.
Таких больших творческих коллективов в Череповец давно не приезжало, все артисты, администраторы, костюмеры и декораторы столичного Детского музыкального театра имени Наталии Сац не поместились в один автобус. Только танцовщиков под сорок человек. Сразу видно, что театр государственный и академический.
В Череповце гости дали вечер балетных миниатюр (12+) («Шахерезада», «Шопениана» и «Половецкие пляски»), а также показали спектакли для семейного просмотра «Три поросенка» (6+) и «Стойкий оловянный солдатик» (6+). Качественный уровень московского театра прочувствовали не только зрители, но и работники Дворца химиков, где проходили спектакли. Готовиться к вечернему спектаклю артисты и работники Театра Наталии Сац начали еще утром.
Театр выступал на лучших площадках Парижа, Лондона, Ниццы и многих других городов мира, и повсюду один и тот же подход: новую сцену нужно обжить, а это значит, прощай сон и отдых в первый гастрольный день.
«Мы встаем рано утром, приезжаем на новую площадку и делаем полный прогон всех трех балетов, — рассказала „Речи“ артистка Наталия Савельева. — Мы должны почувствовать сцену, понять, насколько она мягкая, как будут стоять декорации, как будет выставлен свет. Здесь, в Череповце, сцена с небольшим полукругом, и мы должны занять все пространство сцены, чтобы действо не смотрелось плоско и было объемно. Немножко поменяли декорации и свет, переставили кордебалет, чтобы донести всю красоту спектаклей».
В балетных мини-спектаклях, которыми гости порадовали череповчан в первый вечер, Наталия Савельева исполняет сразу две роли. В «Шахерезаде» она танцует любимую жену султана, драматически погибающую в конце спектакля. А в «Половецких плясках» Наталия уже играет пленницу, и между постановками у нее не так много времени, чтобы переодеться, перегримироваться и «поменять настрой», как выразилась артистка.
Три балетных спектакля, которые Театр Наталии Сац привез в Череповец, уникальны. Более ста лет назад их поставил легендарный Михаил Фокин и показал на парижской сцене в рамках знаменитых «Русских сезонов». Несколько лет назад постановки восстановил хореограф Андрис Лиепа.
«Конечно, работа над восстановленными спектаклями отличается от традиционных постановок, — рассказала Наталия. — Это очень сложное дело. Видеозаписи тех спектаклей у нас не было, и мы восстанавливали их по рисункам, балетным эскизам. Это большая ответственность».
Вместе с артистами в Череповец приехал художественный руководитель балета театра Кирилл Симонов. Он рассказал корреспонденту «Речи», что в театре многое делают для привлечения детской аудитории на балет. Например, принято перед постановками произносить вступительное слово с объяснением, как смотреть и слушать балет и оперу и о чем рассказывает спектакль.
«Я третий раз приезжаю в Череповец, прежде сюда привозили мои спектакли „Ромео и Джульетта“ (12+) и „Золушка“ (6+), — рассказал Кирилл Симонов. — Как воспринимают балет в регионах? В отличие от всего мира, где главенствует опера, в России балет сохраняет популярность еще с советских времен».
Фестиваль «Голоса истории» продолжается, спектакли проходят на сценах Камерного театра и филармонического собрания.
Сергей Виноградов