Усть-Кубинская земля с историей и легендами

На Вологодчине много красивых мест, куда хочется приезжать снова и снова. Собираясь в очередную поездку в Усть-Кубинский район, я предвкушал радость встречи с этим краем и хорошими людьми, от которых услышу интересные истории. Так все и получилось.
Дорога как подвиг
Первая моя встреча была запланирована в деревне Залесье, с семьей Валентина Павловича и Клавдии Григорьевны Перцевых. Честно говоря, добраться до Залесья — это уже подвиг. Если бы не Марина Витальевна Демидова, которая сейчас временно исполняет обязанности главы Богородского сельского поселения, я бы долго блуждал. Даже на сельсоветовской машине мы добирались от села Богородского, трясясь на кочках и колеях, около часа. А там до Залесья не наскребается и трех километров! Если же идти пешком, то, даже зная ориентир — путь лежит через кладбище, — вполне можно заблудиться. И бродить до темноты. Я, конечно, в своих путешествиях видал виды, но тут, пожалуй, страху бы натерпелся. Пусть недавно на кладбище и был проведен субботник силами жителей.
Двое на деревне
Итак, наконец доехали. Оставив машину у деревни, двинулись пешком.
Что сразу притягивает взгляд в деревне, так это часовня Николая Чудотворца с крестообразыми окнами, более-менее сохранившаяся до наших дней. Но о ней немного позже.
Вот и дом супругов Перцевых — единственных сегодня жителей деревни. Хозяина пришлось немного подождать: он ходил на реку смотреть уровень воды.
Семья Перцевых живет в родительском доме Валентина Павловича более тридцати лет. Валентину Павловичу на многие годы приходилось покидать отчий дом — сначала служил в армии, потом семнадцать лет работал в Мурманске. Очень хотел попасть на траловый флот, ловить, как и его братья, рыбу в море. Но старший брат запретил и думать об этом: слишком тяжелый труд. Даже хотел отправить брата домой. Но подвернулась работа механиком на местной птицефабрике. Там Валентин Павлович и встретил любовь всей своей жизни, Клавдию Григорьевну. На работе дали жилье. К холодам супругам было не привыкать, и, выработав необходимый северный стаж, твердо решили переехать в родные места Валентина Павловича.
Жизнь в колхозе
После войны в Залесье было более семидесяти жилых домов. На полях выращивали пшеницу, морковь, свеклу, картошку, овес и даже огурцы с луком. И все это в большом количестве сдавали государству. Валентину Павловичу с одноклассниками не раз поручали очень ответственное дело — перегонять скот в село Устье на паром для сдачи государству. На это уходило несколько дней, на ночь останавливались в одной из деревень по пути, коров заводили в загон, а с рассветом опять в дорогу. Ответственность была большая: надо было углядеть, чтобы животные не поранились, не убежали в лес, найти место, где бы могли отдохнуть в пути, попить воды. А стадо порой насчитывало более ста пятидесяти коров.
Пацанов посылали на такое задание, потому что все взрослые были заняты в поле и в мастерских. Родителям за работу детей ставили дополнительные палочки в учетную книжку, чтобы потом они могли получить больше зерна для собственного хозяйства. И до сих пор Валентин Павлович помнит, как ему от правления колхоза выдали новый костюм, а матери — отрез на платье. Это было очень и очень почетно и осталось в памяти на всю жизнь.
Спасение древней иконы
С годами жителей в деревне становилось все меньше. По словам Валентина Павловича, многих он проводил в последний путь, помог обустроить памятники. Но на его счету еще одно большое дело для всех, кто жил и живет в этом крае, — сохранение древней иконы «Господь Вседержитель». В деревне еще в конце XVII века (во всяком случае, так говорили старожилы) на средства жителей была построена часовня Николая Чудотворца. Рядом сельчане построили дом для священнослужителя, который открыл для крестьянских детей школу. И опять же на средства жителей была приобретена икона, которая долгие годы оберегала и спасала людей.
Но наступили времена, когда стали разрушать храмы, изымать церковные ценности. Беда добралась и до села Устье, а потом покатилась по всей округе. Узнав о том, что грабят храмы, бабушка Валентина Павловича Прасковья Кузьминична ночью вынесла икону и спрятала у себя дома (в часовне она числилась старостой, следила за чистотой). К ней приходили, проверяли дом, но обыски ничего не дали. Была опасность, что кто-то из местных мог проговориться, но бог миловал. Часовню закрыли, хотели поначалу в ней устроить клуб, но передумали.
Очень долго бабушка хранила икону втайне. Но перед смертью поведала о ней сыну, а тот впоследствии открыл секрет Валентину Павловичу. И уже потом, когда разбирали старый дом, на чердаке около печной трубы нашли в ящике икону. Она была в отличном состоянии. Узнав об этом, один из родственников призывал ее продать, потом кто-то приезжал и предлагал за нее машину. Но Валентин Павлович был непреклонен, решил передать икону храму в селе Устье. Он понимал, какая это большая ценность для всех.
Когда я был в Устье и пришел на воскресную службу в храм, увидел эту икону в центре алтаря. И вспомнил, сколько всего стоит за тем, что лик Господний находится на том месте, где ему и должно быть.
Колокола из Угла
Дальше мой путь лежал в деревню Угол, что расположена в местечке с общим названием Верхнераменье.
Здесь от местных жителей я узнал историю, которая случилась в деревне в конце прошлого века. После того как храмы были разрушены, во многих селениях церковные колокола стали использовать, чтобы объявлять сельский сбор или бить тревогу. Вот и в Углу было два таких колокола. И однажды под видом туристов приехали на машине два человека, бродили по деревне, с народом беседовали. К вечеру уехали. Утром люди спохватились — а колоколов-то и нет. Смекнули, что это дело рук приезжих. А как их найти? Номера никто не записал, лиц не запомнили. Когда приехала милиция, на месте нашли бутылку из-под пива. А пива в местных магазинах не продавали, вывод — бутылку оставили чужаки. Поиски были долгими, но все же след отыскали — в Москве, и привел он на квартиру к литературному сотруднику газеты «Экономика и жизнь». Колокола нашли, и теперь они находятся на звоннице Никольского собора села Устье.
В деревне Угол я навестил своего старого знакомца, замечательного человека — доктора Анатолия Павловича Левашова. Уже более сорока пяти лет он лечит людей. В любое время суток, в дождь, в пургу, в жару он спешит к тем, кому нужна его помощь. О себе говорит просто: «Буду лечить, потому что нужен людям». Были у него разные случаи, даже приходилось принимать роды в экстремальной ситуации. Но как я ни пытался его разговорить, он отнекивался. А потом пригласил меня поехать в деревню Малая Горка. Там он познакомил меня с Ниной Алексеевной Гладышевой.
Киномеханик, трактористка, бригадир
Нина Алексеевна всю жизнь отработала в сельском хозяйстве, начинала как киномеханик, возила киноустановку по деревенским клубам и показывала фильмы. Машин не было, все на лошадке приходилось ездить. А потом ей предложили выучиться на трактористку, чему девушка очень обрадовалась. Колхозное начальство, видя ее успехи и трудолюбие, высоко ценило ее труд. Девушке нравилась работа, она чувствовала равной себя среди мужчин. И когда надо было выбирать бригадира, все знали, что лучше Нины Гладышевой кандидатуры не найти. Двадцать с лишним лет ее рабочий день начинался в шесть часов утра: обходила фермы, в том числе в двух-трех соседних деревнях, выдавала задание на день. У нее не было выходных, отпуск — поздней осенью. Но куда было ехать, если дома полный двор скотины, большой огород, который надо распахать на тракторе, купленном на собственные накопления. И все просили ее помочь. Словом, Нина Алексеевна была великой труженицей, ее даже хотели представить к высокой награде. Но тут вышла загвоздка: как могут ей дать медаль или орден, если она беспартийная? Но Нина Алексеевна не обижалась, знала, что земля ее любит, как и она ее. А это главное.
С сожалением я покидал Усть-Кубинскую землю. Ведь здесь еще можно увидеть и узнать так много интересного. Тут богатая история, можно побывать на острове Спас-Каменном, где в XIII веке был основан Спасо-Каменный монастырь; в лесу повстречать зубров, а на полях угоститься черной смородиной. И конечно, здесь ждут гостей на праздник «День лодки», который пройдет в Устье в июле.
Сергей Рычков
Похожие новости

Бывший "McDonald’s" в Череповце превратился в заведение «Вкусно — и точка»
Популярное

Бывший "McDonald’s" в Череповце превратился в заведение «Вкусно — и точка»
