«Психиатрия тесно связана с философией»

Психоневрологический диспансер № 1 в Череповце впервые за последние годы принял большое кадровое пополнение: осенью прошлого года сюда после вуза пришли на работу сразу три психиатра. «Речь» познакомилась с молодыми врачами.
Дмитрий Елисеев родом из города Киржача Владимирской области. Высшее образование получил в Ярославском медицинском университете, куда поступил на специальность «лечебное дело». Там же обучался в ординатуре на психиатра. В психоневрологический диспансер № 1 в Череповце приехал работать по целевому направлению.
— Я случайно узнал, что именно в психоневрологический диспансер в Череповце требуются врачи, не планировал здесь работать. Увидел объявление, созвонился с главврачом, и заключили договор. Работаю тут с сентября, — рассказывает Дмитрий.
В психиатрию молодой врач пришел через увлечение философией и религией. Казалось бы, как могут соседствовать научное и религиозное мировоззрения? Но, как показывает жизнь, именно среди врачей очень много верующих людей.
— Мне с самого начала была интересна психология, философия, был интерес к головному мозгу человека, а после блока неврологии в медуниверситете я понял, что мне ближе психиатрия. Когда прошел блок психиатрии, то окончательно утвердился в мнении, что хочу стать психиатром, — вспоминает молодой доктор. — В психиатрии меня привлекает больше теоретическая часть. Вообще, психиатрия — это дисциплина, которая находится на стыке разных областей науки: неврологии, философии, религии. Именно со всех этих сторон вместе мне было интересно познавать человека.
Дмитрий работает в стационаре в мужском отделении. Ежедневная нагрузка здесь разная.
— Бывают дни, когда сразу шесть призывников поступают из военкомата в дневной стационар. Работаю с ними, выясняю, годны ли они к армии или нет. Могут поступить острые пациенты. За один день, бывает, принимаем пять таких пациентов, а бывает — ни одного. Чаще к нам в стационар привозят на скорой помощи, потому что мы — острое отделение. Это люди, находящиеся в остром психотическом состоянии либо с глубоко запущенными дементными процессами: человек уже не может самостоятельно ухаживать за собой, никого не узнает. Врачи стационара имеют дело в основном со сложными ситуациями.
Как говорит молодой психиатр, чаще всего жители Череповца и ближайших районов поступают в стационар ПНД № 1 с диагнозом «шизофрения». Но в последнее время участились случаи деменции.
— В общем, у нас в стационаре представлены практически все основные психиатрические нозологии: шизофрения, биполярное расстройство, деменция, депрессия. Встречался со случаем, когда у человека, переболевшего ковидом, развилось психическое заболевание. Но это не был постковидный синдром. То есть у человека во время ковида воспалительный процесс в головном мозге запустил какие-то эндогенные процессы, — резюмирует Дмитрий. — Работать, не скрою, трудно. Главная трудность в том, что если сильно вовлечься эмоционально в ситуацию каждого пациента, то потом это через себя пропускаешь, переживаешь, и возникает большой риск эмоционального выгорания. Но я пока справляюсь, потому что не теряю способности видеть в человеке и духовную составляющую, а не просто физиологию.
Не секрет, что работа врача-психиатра требует высокого уровня эмпатии, сопереживания и огромного желания помочь пациенту. Какими чертами характера и личности должен обладать человек, чтобы выбрать такую сложную профессию — лечить человеческую душу?
— Возможно, люди, которые выбирают профессию психиатра, имеют определенную склонность к этому. Но кто-то больше склонен считать, что все в психиатрии упирается в мозг и грубые материи, а кто-то больше склонен к психотерапии и смотрит на человека как на более сложно организованный объект. Возможно, у человека, идущего в эту профессию и любящего ею заниматься, даже некая чудинка должна быть, — рассуждает Дмитрий. — Но наверняка психиатру должна быть свойственна повышенная рефлексия. Это умение уловить у себя ход ментальных процессов, умение анализировать то, о чем думаешь. То есть врач-психиатр должен сам на себе изучить психику, как она себя проявляет. Ему должно быть интересно, как вообще мозг работает. Например, я сначала философией увлекался. Искал ответ на вопрос, что такое сознание, как оно устроено, как человек воспринимает окружающий мир. Могу развенчать популярный миф, что одно полушарие отвечает за одни функции, а другое полушарие — за другие. Это далеко не так просто и грубо. Все сложнее. Мозг — это микрокосмос. Ничего сложнее мозга нет.
По мнению Дмитрия, идти в психиатрию, чтобы решить какие-то свои проблемы, — это не совсем удачный путь. Многие ответы на вопросы о человеческой душе может дать религия. И для некоторых пациентов вера подчас имеет очень большое значение.
Жанна Газзаева
Похожие новости
