В музее — танки и самолеты

Источник: Речь
В Историко-краеведческом музее открылась выставка моделей военной техники
В музее — танки и самолеты

От легендарного Т-34 до атомного ракетного крейсера «Северсталь» — около трех десятков миниатюр включает выставка «Чтобы помнили» (12+) ко Дню защитника Отечества. Большинство экспонатов — из коллекции череповецкого миниатюриста Сергея Кошелева.

Хобби длиною в жизнь

На выставке представлена техника времен Второй мировой войны, например танк Т-34, тяжелый советский бомбардировщик Пе-8, немецкий истребитель «Мессершмитт», японский самолет береговой охраны. Есть и модели более современной техники: танка Т-62, ракетной установки и подводного крейсера «Северсталь». Точные копии советского, немецкого и японского вооружения созданы череповецким моделистом Сергеем Кошелевым. Дома у него хранится более 300 моделей техники.

Уже 47 лет он собирает и изучает военную технику. Интерес к конструированию у Сергея проснулся еще в детстве, когда ему подарили металлический конструктор. От того первого конструктора до сих пор сохранилась отвертка, миниатюрист пользуется ею и по сей день. Став старше, стал посещать авиамодельные кружки и кружок военно-морского флота. Позже Сергей связал свою жизнь с двигателями. Это помогает ему улучшать свои модели.

«Многое у меня у самого доделано, — рассказывает Сергей, — потому что я на работе все-таки рационализатор был. Я моторист по специальности».

Интерес именно к военной технике Сергей объясняет тем, что его мать прошла Великую Отечественную войну. Отчим погиб во время службы на героическом линкоре «Марат», который базировался в Кронштадте. Отсюда и мечта когда-нибудь посетить филиал Центрального военно-морского музея в этом городе. Сергей до сих пор помнит похоронку, которая пришла его матери, где последние слова были: «Тело предано морю». Потом дядя участвовал в войне с Японией в августе — сентябре 1945 года.

Одно из самых ярких впечатлений детства связано с автомобилями МАЗ.

— Часть Зареченского района построена на автомобилях МАЗ. Он тоже есть у меня в коллекции. А почему? Потому что меня матушка посадила раз, и я с шоферами целыми днями ездил, — вспоминает Сергей Кошелев.

Коллекционер посетил множество городов, где расположены музеи с военной техникой, побывал на различных авиасалонах. Отовсюду есть фотографии с ракетами, танками, самолетами, подлодками. Многое из той техники, которую он видел вживую, есть теперь в его коллекции — в виде миниатюр.

«В военно-морском музее до сих пор „летает“ самолет И-16, Речкалов на нем летал. Я этот самолет вживую видел. Вот так любовь и остается».

Действительно, его любовь к технике абсолютна и безусловна. Жена, которая живет с ним более 20 лет, шутит, что он свои работы любит больше, чем ее. Тем не менее она относится к хобби мужа с уважением и пониманием.

Самое волнующее — распаковка

Модели для сборки Сергей покупает в магазинах. Как только закончил одну работу, сразу же идет за следующей. Дополнительные материалы — клей, грунтовку, специальный скотч для покраски и саму краску — приобретает отдельно.

— Открываю коробку, вырезаю детали, они все идут по номерам, обезжириваю: необходимо убрать заводскую смазку. Собираю и склеиваю частями, даю высохнуть, потом собираю в одно целое. Бывает, что и гусеницы приходится собирать вручную, но руки не устают. С возрастом стали уставать глаза. Дальше загрунтовываю и крашу. Рисунок наношу с образца на коробке. Модель как раскрасишь, так сразу она и загорается, как елка. Немецкая техника вся камуфлированная, и, чтобы сделать как надо, уходит очень много времени, но так смотрится интереснее, — говорит Сергей.

В среднем на сборку одного экземпляра уходит от месяца до двух, но есть и «рекордсмены». Так, чтобы собрать японский линкор, потребовалось полгода. Это самый крупный представитель флота в коллекции. На самолет-гигант «Руслан» ушел год, как и на самоходный ракетно-пушечный комплекс «Панцирь-СМ». Это одна из самых любимых моделей.

— Я его доводил до ума. Антенна поднимается, она крутится. Пушки тоже поднимаются. Вот, например, кабина, трансмиссия очень большая, мосты, коробочки, ходовая часть. Есть ракетная установка, — с гордостью рассказывает Сергей, показывая экспонат.

Самый дорогой в коллекции — американский грузовик «Фрейтлайнер». У него открывается капот и внутри есть двигатель. «Мне нравится, когда в моделях есть наполнение — двигатель. Они сразу смотрятся по-другому».

Помнит Сергей и свои самые первые работы — это три модели танков, купленные в 1975 году. Они были с моторчиком, пультом и батарейками.

Еще много разных моделей техники собрано у Сергея Кошелева. И про каждую он может рассказать что-то интересное. Поэтому и пришла идея организации выставки в Историко-краеведческом музее — чтобы люди смогли прийти, посмотреть и тоже заинтересоваться.

— Заканчивать с пополнением коллекции не планирую. Это в крови уже. Вот я коробку купил — и у меня радость, как у ребенка!

Елена Красикова

Похожие новости

Популярное

Назад к выпуску

Лента новостей

Все
Все новости
Новости: Вологодская область
Новости: Череповец
Новости: Вологда

ОПРОС

← 1 / 5 →

Пионерия - это... (продолжите фразу)

0.00%
0.00%
33.33%
0.00%
66.67%
0.00%
0.00%
0.00%
Опрос завершен
Анонимно или
Войти

ПРЕДЛОЖИТЬ НОВОСТЬ

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваши видео и фото.

Предложить новость
(8172) 280-003
Вологда
(8202) 57-11-11
Череповец

ЦИТАТА

← 1 / 3 →
Алексей Плотников
начальник департамента здравоохранения области

"Военное поколение – особая каста медицинских работников.

За годы войны вологодские медики вернули в строй свыше 365 тысяч бойцов и командиров, что равняется 20 полноценным дивизиям.

Военно-санитарные поезда РЭП-95 вывезли в тыл около 1 миллиона раненных, а первым в рейс 26 июня 1941 года вышел военно-санитарный поезд 312, который стал образцовым лечебным учреждением. Он двинулся на фронт и преодолел в общей сложности 200 тысяч километров — пять кругосветных маршрутов, перевез более 25 тысяч раненых. Об этом поезде и его команде еще во время войны ходили удивительные рассказы. Госпиталь отличался особой заботой к больным. Здесь не только проводили операции, физиотерапевтические процедуры, оказывали психологическую помощь. В составе был оборудован вагон-баня, на крыше выращивалась зелень, а под вагонами перевозили кур и поросят.

Большинство работников поезда были женщины, выпускницы Вологодского медицинского колледжа. Неслучайно в 2017 году у стен образовательного учреждения на улице Герцена в Вологде был открыт монумент, посвященный подвигу легендарного «госпиталя на колесах». Памятная стела стала местом славы и гордости военного прошлого нашей Родины, областной столицы, вологжан.

С первых дней войны на территории Вологодской области расположились эвакогоспитали крупнейшего в вооруженных силах СССР распределительного эвакуационного пункта № 95. За время войны в 18 районах Вологодской области находилось около сотни госпиталей. Здесь за жизнь раненых бойцов боролись и согревали их душевным теплом врачи, медицинские сестры, санитарки".

13 Мая 2022

ТОП-5 НОВОСТЕЙ

19 мая, четверг
05:04:41
Коронавирус
190458 (+51) чел
USD 63.54
EUR 66.36
Погода
+3 (-1)