Журналисты — не киношные герои

Источник: Речь
Студентка ЧГУ провела исследование, насколько кинематографический образ журналиста соответствует реальности
Журналисты — не киношные герои

29 января газете «Речь» исполнится 104 года. За эти годы поколения сотрудников редакции выпустили в свет 25 615 номеров бумажной газеты. Эти номера хранят историю Череповца и страны. Газета «Коммунист», преемницей которой стала «Речь», выходила и в годы Великой Отечественной войны: не хватало бумаги, но минимум два раза в неделю газета сообщала новости череповчанам. С 1946 года газета выходит пять раз в неделю, и перерыв в шесть дней случился лишь в 2020 году из-за пандемии.

В 2022 году над каждым номером «Речи» работают 19 человек: 6 журналистов, фотограф, 4 верстальщика, 3 корректора и ответственный секретарь, главный редактор и его заместитель, пиарщик и секретарь. Средний возраст редакции сейчас — 44 года. И если сложить по ширине все новостные страницы газеты, исключая официальные документы и ТВ-программу, то получится почти 12 метров в неделю. И каждый номер ждут наши читатели и подписчики. А еще есть группа газеты «Речь» в социальной сети «ВКонтакте», на которую подписаны уже более 17 000 человек.

Об истории любимой газеты вы знаете многое, а что нас ждет в будущем? Кто будет работать в «Речи» через 10 лет? Возможно, это будет выпускница ЧГУ Мария Пытькова, публикацию которой мы вам сегодня представляем.

— Я студентка 5-го курса Череповецкого госуниверситета. Образ журналиста в современном кинематографе стал темой моей дипломной работы. Фильмы про журналистов меня всегда увлекали, и я задумалась о том, насколько кинообраз соответствует реальности.

Из Кореи — в Череповец

В российском кинематографе мало фильмов, где журналисты в главной роли, чаще они встречаются в качестве второстепенных героев. Например, в мини-сериале «На белом коне» (12+) деятельность корреспондентов показана как вспомогательный элемент, который оказывает влияние на главного героя и его новую знакомую.

В 2015 году я открыла для себя корейские сериалы, а точнее, дорамы. Именно в этом году вышли такие захватывающие дорамы, как «Пиноккио» (16+) и «Хилер» (16+).

В центре событий дорамы «Хилер» находится курьер Со Чжун Хо. Никто ничего не знает об этом загадочном молодом человеке, СМИ гоняются за ним в надежде заполучить сенсационное интервью. Одним из таких репортеров стала девушка по имени Чхэ Ен Шин, которая находит фото известного курьера, не подозревая, чем обернется для нее это журналистское расследование.

О чем «Пиноккио»? Репортеры часто сталкиваются с выбором: рассказать правду или исказить, чтобы привлечь к событию больше внимания. Главная героиня Чхве Ин Ха страдает «синдромом Пиноккио», при котором человек начинает икать, как только соврет. Она выбрала для себя карьеру новостного репортера, но невозможность исказить информацию серьезно затрудняет и без того непростую работу.

При подготовке диплома я решила сравнить экранных журналистов с реальными. Моими собеседниками стали корреспонденты череповецкой газеты «Речь» Сергей Виноградов и Алена Савина.

О выборе профессии

— Как вы пришли в профессию журналиста?

Сергей Виноградов:

— Окончив филфак в ЧГУ, поступил в аспирантуру. Параллельно с учебой нужно было где-то работать. Я вспомнил, что в студенческие годы мы выпускали факультетскую газету, и решил попробовать себя в журналистике. Думал, иду в газету временно, но получилось постоянно. Затянуло.

Алена Савина:

— После окончания филфака я несколько лет работала в разных компаниях в сфере торговли, параллельно занималась репетиторством по русскому и английскому — для души и чтобы не забыть то, чему училась в университете. Потом поняла, что продажи — это совсем не мое, вроде бы и получается, но удовольствия от работы никакого: каждый понедельник я мечтаю, чтобы скорее наступила пятница, а каждое утро — чтобы быстрее пришел вечер. Я ушла из продаж, какое-то время устраивалась на разные работы в поисках дела, которое не только позволит прокормиться, но и будет по душе. Пришла на полгодика поработать секретарем в редакцию «Речи», мне сразу здесь понравилось, и я подумала, что тоже могу писать статьи. Несколько месяцев писала — и меня позвали журналистом в штат.

О кинематографе

— Какие фильмы или сериалы любите смотреть?

Сергей Виноградов:

— Люблю советское кино (от 1950-х до 1980-х) и ретро-Голливуд, но и современное развлекательное кино нравится, включая супергеройские боевики. Впрочем, не против посмотреть триллеры и умные (но не заумные) фильмы о жизни. Современное российское кино воспринимаю тяжело, от фильмов, про которые говорят «искусство кино», бегу как от огня. На сериалы не хватает времени, из последних увлеченно смотрел «Игру престолов» (18+).

Алена Савина:

— Я не очень много смотрю игрового кино, чаще документальное или образовательные передачи. Сериалы люблю короткие, динамичные, не нравится, когда идею растягивают на несколько сезонов, хотя в любом сериале хватит одного-двух, потом начинается высасывание из пальца. Великий сериал «Безумцы» (16+) не смогла досмотреть, потому что уж очень долго. Любимые сериалы — «Светлячок» (12+), «Ликвидация» (16+) и «Чики» (18+), они как раз короткие. Люблю кино, где люди просто живут, неважно, фантастика это, детектив, драма или комедия. Из экранизаций очень нравится «В круге первом» (12+) по роману Солженицына.

Еще мне очень нравятся фильмы о юности — «Королевство полной луны» (16+), «Сто дней после детства» (12+), «Нация мечтателей» (18+), «Клуб «Завтрак» (16+). Наверное, я так и не стала взрослой.

— Как вы относитесь к современным телесериалам про журналистов?

Сергей Виноградов:

— Скажу по правде: сериалов о журналистах не могу вспомнить. Если журналисты и встречаются, то в качестве второстепенных героев, а не главных персонажей. Что касается фильмов (в первую очередь американских), то некоторые герои-журналисты вызывают улыбку из-за своего неправдоподобия.

Пара примеров. Девушка — сотрудница крупного журнала/газеты и работает над темой, допустим, взаимоотношений полов. И вот она на протяжении всего фильма проверяет свои теории, как влюбить или разлюбить мужчину, встречается с другими героями ради эксперимента, ездит в путешествия и т. д. И это все, чтобы… написать колонку (небольшую статью с авторской подачей) в свой журнал. То есть в издании терпят, что журналист пропадает пару недель, начисляют ему зарплату — и все ради маленькой статьи, пусть и блестяще написанной. А кто заполняет другие страницы журнала? Это нереально.

Другой пример. Мы видим на экране разгневанного главного редактора, который влетает в кабинет журналистов и бросает на стол свою же газету. «Что ты такое понаписал?» — рычит он на корреспондента, тыча в его статью на первой (!) полосе. Чтобы главный редактор (или его заместители) не знал заранее, что выходит в его газете, — это нереально. Перед публикацией статья проходит несколько инстанций.

Алена Савина:

— Фильм «Дьявол носит Prada» (16+) я смотрела как раз в то время, когда размышляла о выборе профессии, перед тем как прийти работать в газету, и думала о том, что, может быть, было бы интересно стать журналистом. Я даже хотела попробовать свои силы в глянцевой журналистике, но не сложилось, возможно и к лучшему. А месяц назад я провела опрос у себя в блоге: какие фильмы про журналистов знают мои знакомые. Благодаря ответам я вспомнила два фильма, которые смотрела: это «Питер FM» (12+) и «Страх и ненависть в Лас-Вегасе» (18+). Первый очень милый, пусть он не совсем о журналистах, а о людях с радио; строить карьеру по мотивам второго весело, но опасно.

Есть много фильмов о журналистах-расследователях. Но тому, кто их смотрит, нужно понимать, что расследований в журналистике вообще крайне мало, для этого нужен особый склад характера, ума, определенная бесшабашность, расследователь всегда будет одиночкой. Вспомнила советский сериал, где как раз хороший образ такого расследователя, — «ТАСС уполномочен заявить» (12+).

Получилось, что я не вспомнила ни одного фильма или сериала про обычных журналистов, новостников, то есть не тех, кто пишет для глянца, не тех, кто ведет расследование, не тех, кто работает на телевидении. Наверное, фильм про новостника я знаю один — и это тоже экранизация, «Конец прекрасной эпохи» (16+), по «Компромиссу» Довлатова (18+). И я бы советовала посмотреть этот фильм (и, конечно, книгу прочитать) всем, кто хочет работать в журналистике, или тем, кто желает понять, как работает журналистика. Если отбросить всю идеологию, фильм будет очень честным, как и писал Довлатов.

О журналистах в кино и в жизни

— Как вы думаете, влияет ли образ журналиста, изображенный в современном кинематографе, на восприятие профессии в реальной жизни?

Сергей Виноградов:

— Думаю, влияет, я с этим сталкивался. Молодые люди видят на экране журналистов, которые ходят на светские рауты, берут интервью у звезд, знакомятся с элитой, летают по миру за казенный счет, и, конечно, приходят работать в СМИ с этими ожиданиями. И как правило, оказываются разочарованы тем, что нужно писать про аварию на сетях канализации или суд над убийцей. Другие приходят с «благородной миссией разоблачать лживую власть и обман корпораций» — и это они тоже увидели на экране.

Впрочем, нередко случается так, что фильмы и сериалы рождают в человеке мечту и, став журналистом, он ее воплощает. Так что косвенно кинематограф, как мне кажется, работает на популяризацию профессии журналиста.

Алена Савина:

— Журналистов не так часто показывают в кино. Это профессия не особо «экшеновая», и кинематографисты не знают, как ее показывать. Вспомнила еще хороший старенький фильм про журналиста — «Тихий американец» (16+), тоже экранизация классной книги. Ее герой — американец, который живет во Вьетнаме, собственный корреспондент издания. Процесс его работы не показан никак, есть только участие в политических интригах. Почему? Думаю, что рутинную журналистскую работу показывать неинтересно. Другое дело — блогеры, они чаще проникают в кинематограф, как Юлия Пчелкина из «Майора Грома» (12+). Их чаще всего люди и считают журналистами, хотя Пчелкина — если внимательно анализировать, что она делает в фильме, — совсем не журналист.

Да, наверное, Питера Паркера из «Человека-паука» (12+) и Юлю Пчелкину, если опрашивать людей на улицах, называли бы журналистами. Есть ли в этом ошибка? Есть. Но в последние годы образ блогера, который пишет на актуальные темы, становится тождественен образу журналиста.

Профессия журналиста в кинематографе обросла точно такими же штампами, как и многие другие профессии. Все эти образы безумных, помешанных на карьере журналюг-прощелыг, адовых редакторов с нереальными задачами… В реальности все и проще, и сложнее.

Профессиональный совет

— Что посоветуете выпускникам, которые стоят перед выбором: «Кем я хочу стать?»

Сергей Виноградов:

— Задуматься над тем, чем они реально хотят заниматься. Высокие зарплаты — это прекрасно, и в стремлении к ним нет ничего зазорного. Но нужно трезво оценивать свои знания и опыт (у выпускников он, при всем уважении, небольшой) и не гнаться на первых порах за большой зарплатой, видеть возможности, набираться опыта. Нужно идти туда, где нравится, а не туда, где противно, но много платят. Если будете работать с увлечением и самоотдачей, деньги придут, так бывает почти всегда.

Алена Савина:

— Ищите работу не после окончания университета, а до, желательно уже на втором курсе. И не обязательно в журналистике. Почему? Потому что журналиста кормит знание жизни, а его не получить в университетских стенах, только «в поле». Чем больше опыта у человека, тем успешнее он в профессии. И еще очень важно любопытство, но это уже качество характера, оно либо есть, либо нет.

Мария Пытькова

Похожие новости

Популярное

Назад к выпуску

Лента новостей

Все
Все новости
Новости: Вологодская область
Новости: Череповец
Новости: Вологда

ОПРОС

← 1 / 5 →

Пионерия - это... (продолжите фразу)

24.86%
22.03%
11.86%
9.60%
10.73%
12.43%
5.65%
2.82%
Опрос завершен
Анонимно или
Войти

ПРЕДЛОЖИТЬ НОВОСТЬ

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваши видео и фото.

Предложить новость
(8172) 280-003
Вологда
(8202) 57-11-11
Череповец

ЦИТАТА

← 1 / 3 →
Александр Казначеев
председатель совета ветеранов УМВД по Череповцу

"Как сейчас помню, насколько волнительным и ответственным событием было для нас, вчерашних октябрят, вступление в ряды пионеров.

Наверное, сложно назвать патриотизмом то чувство, которое мы испытывали, да и дети ведь были — третий класс всего. Но чувство гордости переполняло!

Первые галстуки у нас были очень красивые — красные, шелковые. Поначалу мы целыми днями их не снимали, после уроков прямо в галстуках бежали играть во двор. Галстуками мы вообще очень дорожили".

19 Мая 2022

ТОП-5 НОВОСТЕЙ

22 мая, воскресенье
13:18:57
Коронавирус
190667 (+50) чел
USD 58.89
EUR 60.90
Погода
+3 (-1)