На вологодский манер. Где рождаются кружева

Копировать ссылку
Источник: Речь
«Речь» узнала, где обучают плетению вологодского кружева и можно ли заработать на жизнь коклюшками
На вологодский манер. Где рождаются кружева

В Вологде кружево живет не только в музее. В колледже принимают кружевниц по конкурсу, в магазинах можно купить кружевной чехол для смартфона, а сотрудницы музея между экскурсиями плетут кружевные украшения к собственному свадебному платью.

Кружевные предки и потомки

Год культурного наследия народов России наступил в России. В Вологодской области пальму первенства в народном творчестве удерживает кружевоплетение. Корреспондент «Речи» узнал в вологодском Музее кружева (0+), что это ремесло, хотя и стало промышленным, сохранило народность — по сей день кружевницы по всей области работают на дому.

Музей кружева открылся в 2010 году при поддержке Министерства культуры России, в залах общей площадью полторы тысячи квадратных метров выставлены около семисот вологодских, российских и зарубежных кружев с конца XIX до начала XXI века.

Общая коллекция составляет около 6 тысяч экспонатов, собрание постоянно пополняется. С тех пор, как музей обрел всероссийскую и международную известность, современные мастерицы считают за честь передавать свои произведения в кружевное хранилище, свои коллекции в музей дарят собиратели из разных стран.

Экспозиция музея начинается не с вологодского кружева, а с зарубежного. В первом зале посетителям рассказывают об истории кружевоплетения. Считается, что это искусство возникло в Италии, но в других странах Европы это оспаривают. Самые старинные русские кружева, представленные в музее, относятся к XVII веку. При должном уходе кружева не подвластны времени, потому их нередко и передавали из поколения в поколение, как семейную реликвию.

В древности кружева нередко плели из золотых и серебряных нитей. Переход на легкие материалы (хлопок, лен и шелк) сделал кружево более доступным для широких слоев населения России. Под экспонаты крестьянского кружевоплетения Вологодской губернии в музее отдан отдельный зал.

Крестьянское кружево, которое в XIX веке размещалась на полотенцах, юбках и передниках, наполнено древними символами, которые пришли из ткачества. Казалось бы, кружево — это долго, тяжело и непрактично, а крестьянское время дорого. Но тут на помощь приходили длинные северные зимы.

«Говорят, что крестьянки плели долгими зимними вечерами, но я сама плету — и не представляю, как это можно делать без дневного света, — рассказывает „Речи“ сотрудница Музея кружева Анастасия Пащенко. — Есть этнографические фотографии, на которых изображены девочки, которые выходили в поле и, будучи еще неспособными к выполнению тяжелой работы, плели кружево под надзором взрослых».

Изрядную часть кружевного добра, хранимого крестьянкой в сундуке, она сама сплела до замужества, когда времени и мотивации больше. На свадебных нарядах можно разглядеть мужской и женский символы, а также знак плодородия и древо с ветками, символизирующими пока не родившихся детей.

«К своему свадебному платью я сама плела пелерину, — не без гордости произносит Анастасия Пащенко, которая начала осваивать кружево после прихода на работу в музей. — Вологжанки и сегодня нередко плетут кружева для свадебных платьев или заказывают мастерам. В советские времена в наших краях женщины нередко не покупали платьев в свадебных салонах, а шили в ателье и дополняли кружевами воротник и пелерину».

Вологда кружевная

Специалисты затрудняются с определением точного времени появления кружевоплетения в Вологде; совершенно точно, что в городе стучали коклюшками более двухсот лет назад.

«Есть документальные свидетельства, что в Вологде в 1820 году появилась первая мастерская, — говорит Анастасия. — Более ранних упоминаний нет, но, вероятно, кружево плели и до этого. В крестьянском кружеве мы видим изделия очень высокого качества, это говорит о том, что мастера, скорее всего, были уже не в первом поколении».

История вологодского кружева хранит имена пионеров ремесла, принесшего городу всемирную славу. Первая мастерская появилась в имении вологодской помещицы Варвары Засецкой. До этого помещица отправила к своим родственникам в Ярославскую губернию, где уже существовала такая мастерская, крепостную девушку Анну Лебедеву. Она обучилась, вернулась в Вологду и давала уроки другим крепостным Засецкой. Кружево, произведенное ими, не продавалось, а использовалось для личных нужд хозяйки.

Также в историю вошли мать и дочь Анфия и Софья Брянцевы, которые работали начиная с 1840 года. Уникальность этих мастериц в том, что они не только плели кружева, но и сами придумывали рисунки (важное умение для этого ремесла) и обучали мастериц так называемому вологодскому манеру. Считается, что они были учителями не менее чем для 800 кружевниц, а потому традиционное вологодское кружево, вероятно, брянцевского корня. Некоторые исследователи отдают Анфие Брянцевой лавры изобретательницы «вологодского манера».

«В середине XIX века в 17 российских губерниях плели кружево, — говорит Анастасия. — В основном использовали коклюшечное кружевоплетение. Вероятно, это связано с доступностью инструмента и более простым обучением. Почему Вологда вышла в число столиц? Возможно, это связано с производством льна, которое здесь было. В губернии выращивался лен-долгунец, который лучше всего подходил для кружевоплетения. Расцвет вологодского кружева также связан со строительством железной дороги, которая позволила поставлять кружева в другие города».

И Ленин такой кружевной

С приходом советской власти Вологду «назначили» кружевной столицей. Здесь были созданы массовые артели и открыта фабрика, а произведения местных мастериц, которые и раньше появлялись на международных выставках, стали регулярными участниками показов в советских экспозиционных павильонах по всему миру.

Согласно переписи, за пять лет до революции в России работали около 100 ты-сяч кружевниц, и 40 тысяч из них жили в Вологодской губернии. Интересно, что артели на Вологодчине начали появляться еще до революции. Если аббревиатуры способны быть красивыми, то Волкружевосоюз — название объединения, образованного в 1930 году, — имеет все шансы считаться самой благозвучной из них.

Объединение кружевниц, возможно, шло вразрез с личными интересами мастериц, но положительно сказалось на развитии искусства кружевоплетения. Огромные полотна во всю музейную стену, над которыми работали подчас десятки кружевниц, выполнялись для всесоюзных и международных выставок, и именно эти кружевные картины сегодня являются главной гордостью музея.

В 1937 году вологодские кружевницы завоевали Гран-при на выставке в Париже. Потом были повторная победа в Париже и триумф в Брюсселе — вологодской кружевной картине «Русские мотивы» присудили Гран-при международной выставки.

В музее рассказывают, что для создания рисунка самого крупного панно, «Россия», в масштабе один к одному, художники отправились в школьный спортзал. Над рисунком работали несколько авторов на протяжении четырех месяцев, а над созданием панно более двух с половиной месяцев трудились 25 кружевниц.

Изображения Кремля, Мавзолея, видов Москвы и других советских городов, гербов союзных республик сплетены настолько тщательно и в «манере», что не конфликтуют с традиционными элементами. То же можно сказать и о портретах советских вождей — в экспозиции можно увидеть кружевные изображения Ленина, Сталина и других государственных деятелей.

С сельскохозяйственной и военной техникой, символизирующей прогресс, на полотнах происходили некоторые метаморфозы. Попав в кружевную сказку, они начинали жить по ее законам. Оттого гусеничные трактора здесь похожи на Емелину печь, самолеты — на чудо-птиц, а дирижабли — на ступу Бабы-яги, перевернутую набок.

«Возможно, кружевницы, садясь за работу, никогда не видели дирижаблей», — говорит Анастасия перед панно, выполненным к советскому празднику воздухоплавания и дирижаблестроения.

Заработать на кружеве

Кружево было и остается дорогим удовольствием, изделие хорошего качества обойдется в десятки тысяч рублей. Потому что настоящее кружево делается вручную. Существует более дешевое машинное кружево, но знаток мгновенно отличит творение кружевницы от станочного изделия. Плюс есть рисунки, которые машина повторить попросту не сможет.

Кружевному искусству обучают в Губернаторском колледже народных промыслов, поступать на эту специальность едут со всей России, прием по конкурсу. Впрочем, чтобы овладеть мастерством, не обязательно ехать в Вологду. Например, в Череповце работает несколько кружков, студий и классов, в которых занятия ведут профессиональные кружевницы. Этому обучают во Дворце детского и юношеского творчества и центре «Феникс».

Важно, что кружевное искусство лучше всего перенимать из рук в руки, по самоучителям и видеороликам в интернете такое сложное ремесло вряд ли освоишь.

Подсчитать, сколько вологжанок (и вологжан, мужчины с коклюшками в Вологде и области давно не редкость) профессионально занимаются кружевоплетением, невозможно. В советские времена мастера работали на производстве и были учтены. Предполагается, что сегодня в одной Вологде живут и работают сотни кружевниц. «Интерес не уходит, постоянно появляются новые мастера», — рассказали в музее.

Произведения мастериц принимают на реализацию в салоне-магазине Музея кружева, фирменном магазине вологодской кружевной фирмы «Снежинка», сувенирных лавках. Большая торговля кружевом ведется и в интернете.

Впрочем, преподаватели курсов кружевоплетения рассказывают, что учиться в основном идут не ради денег. Женщины, вышедшие на пенсию, хотят занять время, а молодежь хочет плести кружева для личных нужд. Нередко приходят с конкретной целью: «хочу сплести жилет как на этой картинке».

Взгляд кружевницы

Александр Македонский, по преданию, мог делать несколько дел одновременно. Вологодский мастер Иля Верещагина, отвечая на наши вопросы, наблюдала за работой учениц и давала наставнические советы, а также плела свой рисунок. Разговор проходил под стук коклюшек, напоминавший треск кузнечиков в летний вечер.

«Мама решила мою судьбу, — рассказывает она. — Я родилась в леспромхозе, и мать не знала, куда меня пристроить. Решила, что кружевоплетение мне подойдет. В 15 лет я поступила в училище в Вологде, после окончания в 1965 году пришла на работу в кружевное объединение „Снежинка“ и отработала там всю жизнь. Шли по распределению, несколько человек в Вологде оставили, остальных на другие фабрики отправили».

В те времена в «Снежинке» было три цеха, в каждом работали по сто мастериц. «Сначала я кружево плела в мастерской, потом меня отправили с художниками работать, — рассказывает она. — Тогда знаменитые художники на фабрике работали. Я, совсем молодая еще, проплетала их рисунки. Что это такое? Вот они нарисовали, а я плету, чтобы можно было определить количество ниток, какая квалификация кружевниц необходима и другие показатели».

Художники в кружевном деле — аристократия, как композиторы в музыкальном мире. Иля Верещагина наблюдала вблизи за работой художников, которые создавали лучшие кружевные панно. «Когда сроки поджимают, они все собираются и думают, иногда все начинается с маленького наброска на клочке бумаги и вырастает в настоящий шедевр», — рассказывает она.

Большую часть профессиональной жизни Иля Сергеевна работала технологом, то есть занималась организацией процесса: следила за обеспечением материалами, распределяла работу, выявляла ошибки. И многие полотна, украшающие музейные стены, выполнены при ее активном участии. Но все эти годы Иля Верещагина и сама не оставляла коклюшек, а потому сейчас на пенсии ведет в музее занятия с ученицами на правах мастера.

К ней приходят молодежь и пенсионеры. Молодыми движут творческие амбиции, пожилые ищут, как занять свободное время. Признаются своему учителю, что кружево здорово помогает очистить голову от ненужных мыслей и снять тревогу посредством прикосновения к прекрасному.

«Нужно ли кружевнице острое зрение? Конечно, — говорит Иля Верещагина. — Глаза устают, нужен отдых. Плетешь-плетешь, отведи глаза вдаль — в окно на улицу, на природу. Когда я работала, у нас под окнами располагался парк и церковь — так и плели, глядя на деревья и купола. В регламенте было оговорено, что каждый час кружевницам можно сделать перерыв, пойти чайку попить. Зарплата у кружевниц всегда была небольшая, но в городе нас уважали и сейчас уважают. Скажешь, что кружева плетешь, у человека глаза загораются. Красота всегда нужна».

Сергей Виноградов

Назад к выпуску
ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
Опрос

ОПРОС

← 1 / 54 →

Новый год к нам мчится. А вы уже написали письмо Деду Морозу?

21.33%
13.33%
13.33%
9.33%
42.67%
Опрос завершен
Анонимно или
Войти
Предложите новость

ПРЕДЛОЖИТЬ НОВОСТЬ

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваши видео и фото.

Предложить новость
(8172) 280-003
Вологда
(8202) 57-11-11
Череповец
Цитата

ЦИТАТА

← 1 / 3 →
Георгий Филимонов
врио губернатора Вологодской области
Георгий Филимонов

«Мы начинаем практику открытых выездных заседаний правительства Вологодской области в муниципалитетах. Со мной выезжают все члены правительства, в том числе, представители профильных департаментов, курирующих сферы ЖКХ, здравоохранения, образования, лесного комплекса и другие. Мы должны лично реагировать на проблемы наших граждан».

28 Ноября 2023
Топ-5 новостей

ТОП-5 НОВОСТЕЙ

35 Медиа
09 декабря, суббота
02:37:49
Коронавирус
Коронавирус
227791 (+62) чел
Курсы валют
USD 92.57
EUR 99.81