Раздувал огоньки и зажигал звезды
Григорий Вайнер, которого считают создателем череповецкого цирка, скончался на 97-м году жизни. Уникальный педагог воспитал тысячи учеников, многие из них стали гордостью цирка Вологодчины и России. Он работал с детьми до преклонных лет.
6500 учеников Вайнера
За долгие годы работы в цирковой студии жизнь сводила Григория Абрамовича со многими известными артистами манежа. С Андреем Николаевым, широко известным под псевдонимом клоун Андрюша, череповчанин имел продолжительную беседу. А вместе с Юрием Никулиным принимал участие в параде, посвященном 70-летию советского цирка.
По самым приблизительным прикидкам у Григория Вайнера — шесть с половиной тысяч учеников, а стаж работы составляет около 60 лет. Многие поддерживали с ним связь и после завершения цирковых занятий, хотя жизнь разбросала их по разным континентам и профессиям.
Празднуя 85-летие, Григорий Вайнер признался корреспонденту «Речи», что на первое цирковое представление в жизни, которое предопределило его дальнейшую судьбу, пробрался зайцем. «Когда мне было лет шесть или семь, в мою родную Вологду приехал цирк шапито, — вспоминает он. — Попасть туда бесплатно для нас, мальчишек, было несложным делом. Пробегали внутрь брезентового шатра через черный вход, где стояли животные. Я увлекся цирком сразу же после первого представления и на всю жизнь».
«В девять лет пришел в студию в Вологде, в клуб вагоноремонтного завода, вместе со своими друзьями, — рассказывал Григорий Абрамович. — Нам надо было научиться прыгать. И где-то километров за пять от завода был старый заброшенный торфяник, там мы и учились делать сальто, на деревянных мостках на улице пробовали стойки на голове. В 10 лет уже выступали во Дворце железнодорожников. У меня несколько специальностей: токарь, педагог, слесарь, водитель трактора, работал учителем географии, астрономии, естествознания, труда, политической истории… А в 1971 году мы получили звание народного цирка, тут я и понял, что надо окончательно уходить в акробатику».
В Череповец Григорий Абрамович приехал сразу после войны, в 1946 году, учиться в лесомеханическом техникуме. После распределения несколько лет работал в районах области, учился. В конце 50-х Вайнер вновь очутился на улицах Череповца. Во время одной из прогулок зашел в клуб металлургов — и прямиком в кабинет к директору Дмитрию Ульяновскому.
«Я у него спрашиваю: „Вам не нужен при клубе акробатический кружок?“ — „Нужен“, — говорит. „Ну так вот, вывешивайте афишу, что с сентября объявляется набор“, — сказал я и ушел. В полной уверенности, что ничего не будет, — вспоминает он. — Ведь он даже не спросил меня, кто я и что я. Но афиша вскоре висела». А через год уже были первые выступления. Сам Вайнер цирковому искусству нигде не учился, доходил до всего сам. Специальной литературы тоже почти не было. С этого акробатического кружка фактически и начался череповецкий цирк. Как математика — царица наук, так, по глубокому убеждению Григория Вайнера, акробатика — царица цирка. «Без нее никуда не деться», — говорит он.
Поэтому и давал ученикам сначала гимнастические азы, а потом распределял — кого в акробаты, кого в жонглеры, кого в клоуны. Выступали с Вайнером и его собственные дети, правда, профессиональными артистами они не стали.
С 1959 до 1994 года работал Григорий Вайнер с цирком — сначала в клубе металлургов, потом в старом дворце, наконец дождался переезда в новый. А в нулевые вернулся в родной Дворец детского и юношеского творчества, где работал еще во время директорства Ангелины Алексеевой (сейчас ДДЮТ носит ее имя). Из «Каскада», которым он руководил, вышли артисты и руководители многих череповецких коллективов, причем не только цирковых.
Так говорил Вайнер
«На свой возраст я себя не чувствую. Сплясать могу, днем не сплю, утром зарядку выполняю. Когда особенно времени нет, делаю легкую зарядку — пятьдесят приседаний, сто полуприседов, другие несложные упражнения. Вчера внучке показывал стойку на голове. Я же этим занимался всегда: школа, техникум, институт, работа, и все время со мной был цирк».
«Многие люди, когда им исполняется, скажем, семьдесят лет, начинают думать: «Все, я устал, я лягу и буду отдыхать». Отец моего приятеля в семьдесят лет отдал лопату (он сам из района) сыновьям и сказал: «Больше ничего делать не буду». И прожил после этого всего пять лет… «Сегодня не могу, завтра не могу».
А я говорю: нет, сейчас встану, присяду сто раз, отожмусь. Не даю расслабиться себе и не дам. Даже если погода плохая — наплевать. Мне всегда нравилось гулять, когда сильный ветер. Идешь сквозь этот ветер, слегка наклонившись. Не надо жаловаться. Я же в больнице был два раза взрослым: однажды проглотил куриную кость, а один раз — рыбью».
«А ругаться не умею. Даже на детей никогда не ругался, все удивлялись, что говорю с учениками так же тихо, как сейчас с вами. Не надо кричать ни на кого, научить можно спокойно. Вообще человеку не нужно выходить из себя и злиться».
Вспоминают ученики
Бывшая танцовщица шоу-балета «Тодес» в его золотые годы Яна Бусс рассказывала «Речи», что занятия у Григория Вайнера помогли ей попасть в лучший танцевальный коллектив России.
«В цирковую секцию Григория Вайнера я пришла в раннем детстве, — вспоминала она. — Григорий Абрамович открыл множество профессиональных секретов, а попутно и сформировал характер. „Упал — вставай, зритель смотрит“, — говорил он. Он же помог развить гибкость, которая помогла мне освоить очень сложный номер „Девочка-змея“. Позже я ушла в танцы. В занятиях акробатическими танцами очень помогала цирковая подготовка. Но за то, что моя мечта попасть в лучший танцевальный коллектив России „Тодес“, исполнилась, спасибо нашей цирковой секции и Григорию Вайнеру».
У него учились не только цирковым трюкам, но также колотить табуретки и работать напильником — об учителе труда Григории Вайнере рассказала «Речи» выпускница школы № 1 Нина Рязанова.
«Ученики его очень любили, он был строгий, но очень добрый, — вспоминает она. — Я была старшей пионервожатой школы и часто с ним в контакте, готовили выставки вместе».
Во Дворце детского и юношеского творчества дело Вайнера продолжает его ученик Александр Беляев, который пришел в цирковую студию в 10-летнем возрасте.
«Мы всегда приглашали его, когда делали отчетные концерты и елки, — вспоминает он. — Григорий Абрамович говорил детям, что ему понравилось, давал советы. Его все знали и внимательно слушали».
Вспоминая о том, как сам занимался у Вайнера, Александр Беляев разводит руками.
«Как ему все удавалось? Столько детей у него учились, мы выступали в Вологодской области и гастролировали повсюду, — говорит он. — Как он работал? Никогда не кричал, это правда. Говорил: „Давай это попробуем“. И пробовали, и получалось. Для меня эти занятия стали делом на всю жизнь. Огонек, который он зажег, горит во мне до сих пор».
Сергей Виноградов